В настоящее время проходит модернизация школьного образования. Россия все больше становится страной, открытой миру, где строится рыночная экономика и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и личной ответственности. Эти фундаментальные процессы, изменяющие российскую действительность, «разворачиваются» в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию постиндустриального и информационного общества.
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования.
Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой, в свою очередь, вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.
К числу дополнительных инновационных изменений относятся:
введение курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;
организация информационной работы и профильной ориентации
старшеклассников по подготовке к выбору профиля обучения;
изменение порядка и процедуры проведения аттестации учащихся,
заканчивающих вторую ступень основной школы;
построение рейтинговой оценки ученика, поступающего в профильную школу, которая включает обязательные экзамены, экзамены по выбору, соответствующие избираемому профилю; все это дополняется портфелем индивидуальных достижений - «портфолио».
Каждая из перечисленных инноваций при ее реализации в практике потребует конкретизации и доработки. Например, каким образом фиксировать достижения учеников, как и на базе каких учреждений проводить рейтинговые состязания, как решать спорные вопросы с помощью МЭК (муниципальная экзаменационная комиссия) и т.д. Это сложный и длительный процесс работы над содержанием системы предпрофильного обучения.
Цель исследования – анализ состояния профильного географического образования в школе.
Объектом исследования является система профильного обучения.
Предмет исследования - профильное обучение в географическом образовании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- анализ опыта внедрения профильного обучения в школах г. Комсомольска-на-Амуре.
Цели и задачи работы реализуются посредством использования следующих методов:
- теоретического (реферативный, статистический, математический);
- эмпирического (изучение опыта школ, анкетирование учителей и учащихся).
Научная новизна работы: обобщен материал по реализации профильного географического образования в школах г. Комсомольска-на-Амуре, разработаны методические рекомендации эффективной реализации профильного обучения.
База исследования: школы г. Комсомольска-на-Амуре.
Апробация и внедрение работы: работа прошла предзащиту на кафедре географии. Ранее по данной теме была защищена курсовая работа.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут стать толчком к подобным исследованиям другими педагогами. Работа может быть использована в качестве теоретического источника информации, пособием по данному вопросу (т.е. по профильному обучению).
Другое по теме:
Выявление эффективности работы учителя по активизации учебно-познавательной
деятельности младших школьников на уроках природоведения
В период прохождения государственной педагогической практики с 15.11. по 25.12.1999 г. г. Караганды в сш №66 на базе 4 «В» класса был проведен эксперимент по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках познания мира. Формирующая часть эксперимента протекала по таким ...
Понятие дислексии
Дислексия (dyslexia) - нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь за собой значительные трудности, связанны ...
Пути сплочения коллектива
У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее интересное дело. Трудно создавать коллектив, если цель, да и вся деятельность неинтересна ребятам. Работа по достижен ...