Игра составляет предмет исследования многих отраслей наук, имеющих дело частично или полностью с различными проявлениями человеческой деятельности.
В отечественной педагогической и психологической литературе
игра рассматривается как специфический вид деятельности, наиболее значимый для развития дошкольного и младшего школьного возраста (Аркин Е. А., Выготский Л. С., Запорожец А. В., Зворыгина Е. В., Леонтьев А. Н., Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.).Определение значения игры в психическом развитии ребёнка обусловлено пониманием психологической природы игры и особенностями закономерностей её развития. Игра, по мнению исследователей, является источником и средством развития сознания ребёнка, его ориентации в отношениях между людьми, особой формой воспроизведения социального опыта.
Формирование личности школьника происходит в различных видах деятельности: учебной, трудовой, общественной, игровой. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, причем на различных этапах обучения, для различных возрастов разные. Виды деятельности необходимо рассматривать во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняемости. Это правомерно и для игровой деятельности, особенно если речь идет о воспитании и обучении детей, для которых игровая деятельность является ещё и потребностью. Использование потребностей детей к игре порождает особый вид игр – дидактической игры и особую форму занятий – игровую форму.
Под дидактической игрой понимается игра, используемая в целях обучения и воспитания.
Под игровым занятием понимается занятие, пронизанное элементами игры или содержащее игровую ситуацию. У детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущим видом деятельности является игра.
Мотив деятельности может определяться для ученика и игровыми моментами, и сюжетом, и правилами. Дидактические игры и игровые занятия, разработанные с учетом особенностей игр подростков, особенностей предмета и конкретных условий отличаются эмоциональностью, у младших школьников они вызывают умственное напряжение, обостряют интеллектуальные процессы.
Характерным для детей является то, что игровой мотив одинаково действен для всех категорий учащихся как сильных и средних, так и слабых. Интересно при этом, что у учащихся более сильных большим уважением пользуются индивидуальные игры – соревнования на личное первенство, в которых они могут показать свои умственные способности, проверить свои волевые качества.
Средние и особенно слабые учащиеся охотнее участвуют в коллективных играх, в которых они совместно с другими могут добиться победы, испытать радость успеха. Влияние игровых ситуаций на учебную деятельность снижается к концу 8 класса. Остаются эффективными игры с правилами – соревнования, конкурсы, турниры. Наибольший интерес для учащихся 8 класса представляют игры – соревнования на личное первенство или первенство всего класса. Большой интерес у старших подростков вызывают игры с четко поставленными учебно-познавательными целями.
Внеклассная работа по математике должна быть массовой, познавательной, активной, творческой относительно деятельности учащихся. Игры и игровые формы должны включаться во внеклассную работу по математике не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей.
Другое по теме:
Использование наглядности на уроках как способ организации
внимания
Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности, посредством этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, иссле ...
Значение ознакомления дошкольников с животным миром
для развития гуманности
Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определённой ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является объек ...
Общие сведения о деятельности Платона
Древнегреческий философ Платон (428/427 год до н. э. – 348/347 год до н. э.) родился в Афинах в семье, имевшей аристократическое происхождение. Ученик Сократа. Платон считается основателем идеалистического направления в философии, известен тем, что нарисовал утопическую картину идеального рабовладе ...