Новая педагогика » Вариативность альтернативных белорусских программ в воспитании дошкольников

Вариативность альтернативных белорусских программ в воспитании дошкольников

Программа – государственный документ, утвержденный Министерством образования, в котором определено содержание учебно-воспитательной работы с детьми разных возрастных групп, цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста.

Программа помогает воспитателю строить педагогический процесс планово, видеть перспективу развития детей, осуществлять целостное формирование личности с ранних лет жизни, обеспечивает преемственность в воспитательно-образовательной работе на протяжении дошкольного детства, является ориентиром для воспитания детей в семье.

Существуют принципы построения программы в целом:

Концентрический – по мере взросления ребенка, усложняется содержание;

Линейный;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей;

Доступность;

Системность и последовательность расположения материала;

Связь с жизнью;

Развивающее обучение;

Единство воспитательной и образовательной работы;

Осуществление воспитания детей в деятельности.

Если говорить об истории создания программных документов для дошкольников, то необходимо упомянуть первый программный документ - «Инструкция по ведению очага и детского сада» (1919 г.). Центральное место в этом документе занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и инициативы. Были предложены примерные схемы и указания по оборудованию, размеры мебели, перечень детских игрушек, списки детской и воспитательной литературы.

В 1921 году выходит «Инструкция по ведению детского сада». Ведущим компонентом данного документа было физическое воспитание. Особенный упор был сделан на игру, была предпринята попытка сформулировать средства, методы воспитания.

Первый проект программы работы дошкольных учреждений был издан в 1932 году. Это была первая попытка определить задачи и объем содержания работы с детьми как для детского сада в целом, так и по каждой возрастной группе. Однако в ней недостаточно учитывались возрастные особенности и возможности детей, программа была перегружена познавательным материалом, не отводилось должного места игре.

В основу «Программ и внутреннего распорядка детского сада» (1934) была взята часть проекта 1932 года, ориентированная на организацию работы по «видам деятельности». Указанную программу в Беларуси приняли за основу.

«Программа воспитания в детском саду» (1962) – единая программа воспитательной работы с детьми с раннего возраста до поступления в школу, создана авторским коллективом научных работников Академии педагогических и Академии медицинских наук. Цель программы – ликвидировать межвозрастную разобщенность в воспитательном процессе.

В 1969 г. Вышла в свет усовершенствованная «Программа воспитания в детском саду», которая создана на основе научных исследований, в связи с переходом школы на новое содержание образования.

На основе исследований и опыта 70-х – начала 80-х годов была подготовлена «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду». Она учитывала введение обучения детей с 6-летнего возраста и предусматривала воспитание детей первых шести лет жизни в процессе разнообразных видов активной деятельности.


Другое по теме:

Влияние ИЗО-искусства на развитие творческих способностей
Средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, сопереживание при восприятии художественных образов. В процессе изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие кот ...

Психолого-педагогические проблемы неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В.Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и ...

Пример использования клоуз-тестов для выявления сформированности рецептивного грамматического навыка
Клоуз-тесты могут быть эффективны для выявления сформированности рецептивного грамматического навыка, т.е. не только для выявления знания языкового материала, но и для овладения операциями с этим материалом. На последнем, завершающем этапе формирования грамматического навыка на основе воспринятого ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru