Педагогика и воспитание » Изучение креативности и стереотипности мышления школьников » Экспериментальное изучение креативности школьников

Экспериментальное изучение креативности школьников

Страница 1

В данном исследовании мы использовали 4 методики по изучению креативности:

1. Тест Дэвиса.

Методика направлена не изучение креативности как качества личности. Данный опросник состоит из 21 вопроса, на которые предлагается ответить "+" в знак согласия или "--" в знак несогласия. Дэвис считал, что творческий человек обладает определенным набором качеств, и опросник- перечень этих качеств. Соответственно, по Дэвису, творческим является человек, ответивший на 15 и более положений утвердительно. На данный тест школьникам давалось 10 минут. Так же в данном опроснике существуют и друге шкалы, но мы не использовали их в своем исследовании

2. Методика оценки стереотипности

Методика состоит из 5 вопросов, на каждый из которых нужно ответить максимально быстро (за 3 секунды).

Вопросы:

1. Назовите фамилию любого писателя, например, Гоголь, вообще любого писателя.

2. Напишите любую короткую фразу, например, "лето наступило", вообще любую фразу.

3. Напишите название любого предмета, например, стол, вообще любого предмета.

4. Нарисуйте любой предмет, например, треугольник, вообще любой предмет.

5. Напишите любое число, например, 9, вообще любое число.

Оценивается уровень стереотипности мышления: тот же вариант, что предложен в инструкции 4 балла, близкий к нему 3 балла, не очень близкий по смыслу и практически не связанный с предложенным 2 балла, абсолютно далекий и не связанный по смыслу 1 балл. Степень стереотипности рассчитывается по ниже приведенной формуле:

S=C*3+20

Где S - стереотипность, C - сумма полученных баллов.

3. Круги (методика направлена на изучение креативности мышления)

Задача: за 3 минуты дорисовать 20 кругов любым способом до законченной картинки. Факторы, исследуемые данной методикой:

1. беглость – количество нарисованных рисунков/ количество предложенных идей;

2. гибкость – количество использованных групп /категорий (насекомые, лица, и т.п.);

3. разработанность;

4.соотношение "аналитических" и "синтетических" картинок – количество образов, созданных на основе одного круга, и количество картинок, состоящих из двух и более кругов;

5. оригинальность -количество картинок, встречающихся на выборке 1 раз. Сюжетные картинки оценивались как оригинальные, за них начислялось 5 баллов.

4. Тест Гилфорда. Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы:

1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа. (ответ считается оригинальным, если он встречается на выборке 1 раз)

4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели. (в данном исследовании этот фактор не учитывался фактор)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Общая характеристика s-элементов IА-группы
Щелочные металлы В IA-группу входят s-элементы — щелочные металлы, исключительно важные для нормальной жизнедеятельности животных и человека. Наибольшее значение для живых организмов имеют макроэлементы натрий, калий. Как и многие другие биохимические процессы, перенос ионов Na+ и К+ через клеточны ...

Обучение детей решению задач, обучение детей формулировке арифметических действий
Предшествующая работа позволяет детям перейти к новому виду деятельности — вычислениям. Обучение сложению и вычитанию — одна из основных задач математической работы в первом классе. В детском саду проводят главным образом подготовительную работу. Дети осваивают вычисление, составляя и решая арифмет ...

Перцептивная модальность как средство формирования интонационной выразительности речи
Значение живого устного слова неоспоримо, так как лекция, доклад, беседа, выступление – любые формы устного повествования – являются повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь всегда имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств: это и мимика, и жесты, и интонация, и т.д. В то же в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru