Педагогика и воспитание » Изучение креативности и стереотипности мышления школьников » Экспериментальное изучение креативности школьников

Экспериментальное изучение креативности школьников

Страница 1

В данном исследовании мы использовали 4 методики по изучению креативности:

1. Тест Дэвиса.

Методика направлена не изучение креативности как качества личности. Данный опросник состоит из 21 вопроса, на которые предлагается ответить "+" в знак согласия или "--" в знак несогласия. Дэвис считал, что творческий человек обладает определенным набором качеств, и опросник- перечень этих качеств. Соответственно, по Дэвису, творческим является человек, ответивший на 15 и более положений утвердительно. На данный тест школьникам давалось 10 минут. Так же в данном опроснике существуют и друге шкалы, но мы не использовали их в своем исследовании

2. Методика оценки стереотипности

Методика состоит из 5 вопросов, на каждый из которых нужно ответить максимально быстро (за 3 секунды).

Вопросы:

1. Назовите фамилию любого писателя, например, Гоголь, вообще любого писателя.

2. Напишите любую короткую фразу, например, "лето наступило", вообще любую фразу.

3. Напишите название любого предмета, например, стол, вообще любого предмета.

4. Нарисуйте любой предмет, например, треугольник, вообще любой предмет.

5. Напишите любое число, например, 9, вообще любое число.

Оценивается уровень стереотипности мышления: тот же вариант, что предложен в инструкции 4 балла, близкий к нему 3 балла, не очень близкий по смыслу и практически не связанный с предложенным 2 балла, абсолютно далекий и не связанный по смыслу 1 балл. Степень стереотипности рассчитывается по ниже приведенной формуле:

S=C*3+20

Где S - стереотипность, C - сумма полученных баллов.

3. Круги (методика направлена на изучение креативности мышления)

Задача: за 3 минуты дорисовать 20 кругов любым способом до законченной картинки. Факторы, исследуемые данной методикой:

1. беглость – количество нарисованных рисунков/ количество предложенных идей;

2. гибкость – количество использованных групп /категорий (насекомые, лица, и т.п.);

3. разработанность;

4.соотношение "аналитических" и "синтетических" картинок – количество образов, созданных на основе одного круга, и количество картинок, состоящих из двух и более кругов;

5. оригинальность -количество картинок, встречающихся на выборке 1 раз. Сюжетные картинки оценивались как оригинальные, за них начислялось 5 баллов.

4. Тест Гилфорда. Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы:

1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа. (ответ считается оригинальным, если он встречается на выборке 1 раз)

4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели. (в данном исследовании этот фактор не учитывался фактор)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте.
Восприятие человека - необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Восприятие является непосредственным чувственно-предметным отражением внешнего мира. Именно на основе восприятия возможна деятельность других психических функций – памяти, мышления, воображения. Поскольку ...

Педагогический процесс как целостное явление
Главное интегративное свойство образовательного процесса как динамической системы — его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования образоват ...

Функции проверки и оценки результатов обучения в учебном процессе
Важным компонентом работы учителя является его проверочно- оценочная деятельность. В настоящее время выделяют четыре основные функции проверки и оценки знаний и умений учащихся: Информационная; Диагностическая; Обучающая; Воспитательная. Информационная функция позволяет учителю вести систематически ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru