Педагогика и воспитание » Специфика воспитания подростков » Особенности воспитания подростка в семье

Особенности воспитания подростка в семье

Воспитание в семье – сложный психологический процесс. Известно, что отклоняющееся поведение подростков в определенной мере является результатом столкновения, борьбы разнохарактерных, психологически несовместимых поведенческих стереотипов и ценностей у родителей и детей. Это порождает деформацию семьи в вопросах формирования жизненного мира, образа жизни детей, формирования их Я-концепции. Резкое усложнение всей общественной ситуации в условиях перехода к рыночным отношениям привело к тому, что молодежь перестала ориентироваться на престиж производительного труда, предпочитая бизнес, коммерцию, торговлю. В ее облике доминируют прагматические и потребительские характеристики, а политическая пассивность, равнодушие и мировоззренческая неразборчивость становятся нормой поведения. Ныне внутренние ориентиры поведения членов семьи в значительной мере утрачены, поэтому оно становится сугубо ситуативным и определяется поведенческими условиями существования.

Современные условия семейного воспитания, влияющие на формирование Я-концепции личности в подростковом возрасте, сегодня зависят от двух групп факторов: 1) социально-экономических, связанных со снижением уровня жизни к наметившимся отрицательным тенденциям в системе социального обеспечения; 2) психологических.

Известно, что успешная социализация детей в большей степени зависит от умения родителей бесконфликтно найти решение проблемы и поддержать единую линию воспитания. Зачастую отсутствие у воспитанников положительного примера своих родителей приводит к усвоению ребенком негативных ценностей и типов поведения (низкий культурный уровень, конфликтность родителей, пассивное отношение к действительности, склонность к алкоголю и т.д.), что, несомненно, влияет и на формирование их Я-концепции. В подростковом возрасте межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, однако, возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости подростка.


Другое по теме:

Разработка системы заданий для старшеклассников с учетом особенностей их будущей профессии
После выявления профессиональной ориентации старшеклассников с помощью анкетирования, рассмотренного в 2.1 и определения требований к системе задач и заданий, рассмотренных в 2.2 можно выявить связь между профессиональной ориентацией и заданиями, так же после проведения анкетирования у старшеклассн ...

Игра и ее место в организации жизни детей старшего дошкольного возраста
Игра является ведущей деятельностью старшего дошкольника и занимает большое место в организации жизни детей. Воспитанники сами организуют игры, проявляя умение в определении замысла, в выборе сюжета и распределении ролей. Но иногда самостоятельные игры не обеспечивают развитие коллективистических к ...

Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации
Несмотря на разнообразие альтернативных программ, большинство детских садов до сих пор пользуется базисной типовой программой детского сада. Нравственное воспитание входит в число основных задач данной программы, хотя занимает в ней далеко не ведущее место и по своей детализации уступает задачам ум ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru