Новая педагогика » Особенности познавательного развития мальчиков и девочек дошкольников » Экспериментальное исследование особенностей познавательного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста

Экспериментальное исследование особенностей познавательного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста

Страница 7

Таким образом, полученные результаты дают основание утверждать, что цель, поставленная в исследовании, достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.

По итогам теоретического и экспериментального анализа проблемы особенностей познавательного развития мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста нами был дан анализ психолого – педагогической и научной литературы по проблеме познавательного развития, определены основополагающие понятия. Отправной точкой исследования явилось изучение сущности понятия «познавательные процессы»:

Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Так же нами были рассмотрены понятия «внимания», «памяти», «мышления», мы пришли к выводу, что внимание представляет собой особое психическое явление, в котором выражается взаимоотношение между человеком и окружающей действительностью.

Память дает возможность индивиду накапливать опыт и использовать его в своей жизни. Благодаря памяти человек становится сознательной личностью и может дать отчет о том, кто он такой, что он знает и умеет делать и как должен вести себя в той или иной обстановке.

Мышление охватывает сферу умственного оперирования образами, идеями, словами, суждениями, воспоминаниями, убеждениями, намерениями и т.п. Оно присутствует везде, где требуются принятие решений, творческие преобразования, теоретические разработки, прогнозирование недоопределенных в информационном плане событий.

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Таким образом, обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения.

Проблема психологических различий полов, несмотря на достаточно большое количество работ по этой тематике, является весьма актуальной областью исследования. Обобщая результаты, можно обозначить те сферы, развитие которых у детей разного пола различаются в наибольшей степени. К ним можно отнести: развития кратковременной памяти, среди девочек больший процент испытуемых получили высокие результаты по сравнению с мальчиками; наглядно образных форм мышления, процент девочек с высоким (30%) и средним (50%) уровнем развития наглядно-образного мышления значительно выше, нежели мальчиков (20% и 45% соответственно); способности к обобщению, уровень развития способности к обобщению у девочек дошкольного возраста несколько превышает развитие этой способности у мальчиков этого же возраста.

Таким образом, полученные результаты дают основание утверждать, что цель, поставленная в исследовании, достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Другое по теме:

Характеристика игровой деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте
Предметная деятельность справедливо считается ведущей в психическом развитии детей младшего дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин указывал на развивающее значение ориентировочных и функциональных действий (употребление предметов по назначению), в то же время не усматривая игры в предметных действиях ...

Место географии в профильном обучении
Школьному образованию принадлежит ведущая роль в социализации личности, в формировании её нравственных устоев, взглядов на мир и на ощущение себя в этом мире. Учеба в общеобразовательной школе – это первый и одновременно последний период в жизни человека, когда формирование взглядов происходит под ...

Молодежная наука как фактор развития одаренных студентов
Молодежная наука – это форма объединения молодых людей, проявляющих интерес к научному знанию и пытающихся овладеть способами его получения, объединения студентов и их наставников, а также особые методы и формы научной подготовки молодежи. В рамках такого объединения решаются две тесно связанные и ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru