Новая педагогика » Особенности познавательного развития мальчиков и девочек дошкольников » Экспериментальное исследование особенностей познавательного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста

Экспериментальное исследование особенностей познавательного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста

Страница 4

Цветной вариант теста (для детей и пожилых личностей) состоит из трех серий, различающихся по уровню сложности. Каждая серия содержит по 12 матриц с пропущенными элементами.

В серии

А – использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В -

построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С

– построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Интерпретация результатов (ключи)

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестати стическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

4.

Методика «Четвёртый лишний»

(Дубровина И.В. Андреева А.Д. Данилова Е.Е. Вохмянина Т.В.)

Выявление общих понятий.

Испытуемому предлагается четыре изображения, три из которых объединены общим понятием, одно к данному понятию не относится. Это изображение надо вычеркнуть. Данная методика направлена на выявление способностей к установлению конкретных связей и зависимостей и выявление общих признаков различных объектов, что служит основой умения классифицировать предметы и явления.

Для проведения эмпирического исследования мы воспользовались следующими методиками: «Запоминание 10 слов», «Кубики Косса», тест Равена, Методика «Четвёртый лишний».

По методике «Запоминание 10 слов» нами были получены результаты, которые представлены на рисунке 1, рисунке 2 и рисунке 3 (таблицы представлены в приложении).

Рис. 1. Результаты исследования особенностей памяти у дошкольников по методике «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия для мальчиков и девочек (кратковременная память, объем внимании, %)

Таким образом, из рисунка 1 мы видим, что среди девочек больший процент испытуемых получили высокие результаты по данной методике по сравнению с мальчиками. Кроме того, меньший процент девочек показали низкий результаты. Возможно, это говорит о том, что уровень развития кратковременной памяти и объема внимания у девочек выше, нежели у мальчиков.

Рис. 2. Результаты исследования особенностей памяти у дошкольников по методике «Запоминание 10 слов» для мальчиков и девочек (способность к заучиванию, %)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Развитие певческого дыхания на уроках И.Ю. Белобородовой
Учитель музыки Белобородова Ирина Юрьевна при разучивании песен на уроках большое внимание уделяет развитию хорошего певческого дыхания, которое благотворно влияет на хорошее снабжение кислородом «главного дирижера нашего организма» - головного мозга. При таком типе дыхания диафрагма работает напод ...

Теоретические основы культуры поведения. Понятие, механизм
В общем виде механизмом можно назвать любую структуру обеспечивающую определенный конечный результат действия. Механизмы, таким образом, предстоят людям как готовые средства получения общественно значимого продукта (результата) человеческой деятельности. Одна из особенностей действия любого механиз ...

Система задач для умственного счета С.А. Рачинского
В 1891 году С.А. Рачинский издал книгу «1001 задача для умственного счёта» которая стала первым в России сборником упражнений по устному счёту. Сергей Александрович Рачинский родился 10 июня 1833 года. Он весьма интересен как педагог – практик, поднявший в своей школе – сельской школе – преподавани ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru