Новая педагогика » Формирование вычислительной культуры учащихся 5-6 классов » Реализация методических рекомендаций по обучению прикидке и оценке результатов вычислений в 5- 6 классах

Реализация методических рекомендаций по обучению прикидке и оценке результатов вычислений в 5- 6 классах

Страница 1

Фрагмент урока №1

Класс

: шестой

Тема

: «Умножение положительных и отрицательных чисел»

Тип урока

: закрепление нового материала

Цель фрагмента

: на основе правил сравнения и умножения положительных и отрицательных чисел без вычислений, путем рассуждений (экономя тем самым время), выполнять задания

Учебник

: Виленкин Н.Я и другие

На данную тему отводится три часа. Этот урок второй по теме: «Умножение положительных и отрицательных чисел». На первом уроке были рассмотрены два основных правила умножения положительных и отрицательных чисел и первично закреплены путем выполнения пробных и тренировочных упражнений.

На следующем уроке (этап которого и рассматривается) учитель, проводя необходимую актуализацию знаний, предлагает ученикам такое задание.

Пример:

· Число a – положительное, а число b – отрицательное. Сравните с нулем произведение этих чисел.

· Числа m и n – отрицательные. Сравните с нулем произведение этих чисел.

Еще раз вспомнив правило, ребята пытаются ответить, какому числу равно произведение положительного и отрицательного числа. Ответ: отрицательному числу.

Учитель. Всегда ли так?

Ученик. Дети приводят несколько примеров и делают вывод, что всегда. Учитель. А что больше ноль или отрицательное число?

Ученик. Конечно, отрицательное число меньше нуля. Поэтому, если а – положительное, а b – отрицательное, то произведение будет отрицательным числом, а значит меньше нуля: <0.

Составим произведение m и n ().

Учитель. Какими числами являются m и n?

Ученик. Отрицательными числами.

Вспомнив правило умножения отрицательных чисел, делаем вывод, что произведение отрицательных чисел всегда является положительным числом, а значит оно больше нуля. Поэтому произведение >0.

После актуализации знаний, проведенной в подобной форме, учитель предлагает выполнить №1124.

№1124.

Поставьте вместо знака * знак < или > так, чтобы получилось верное равенство:

а) ; в) ; д) ;

б) ; г) ; е) ;

Но учитель добавляет к заданию, что его нужно выполнить не вычисляя.

Учитель. Нужно ли выполнять вычисления, или вы, все-таки, вы заметили, как сразу сравнить?

Буквы а), б) и д) легко сделать, так как только что разобрали эти же случаи в «общем виде». В буквах а) и д) произведение чисел с разными знаками – оно всегда отрицательно, в букве б) произведение отрицательных чисел – оно всегда положительно. Все это дети должны заметить, основываясь на разобранных случаях.

Учитель. Можем ли мы точно так же, не выполняя вычислений, сразу поставить знак в букве в)?

Ученик. Слева вновь мы видим произведение чисел с разными знаками (которое, как мы не раз уже повторили, всегда отрицательно).

Учитель. А какое же число на это раз стоит справа?

Ученик. Положительное число. Теперь мы сравниваем не с нулем, а с положительным числом. А положительное число, всегда больше отрицательного.

Разобрать задание под буквой г) можно в виде такого диалога:

Учитель. Что общего между правой и левой частями в задании под буквой г)?

Ученик. Число -8.

Учитель. Какое это число?

Ученик. Отрицательное.

Учитель. Сколько раз берется число (-8) в правой части?

Ученик. Один

Учитель. А в левой?

Ученик. семь целых и три десятых раза

Учитель. Как вы думаете какое из чисел расположено левее на числовой прямой: (-8) взятое один раз или (-8) взятое 7,3 раза?

Ученик. Второе

Вывод:

В пункте е) отличие от г) лишь в том, что при умножении обыкновенных дробей, мы всегда получаем число по модулю меньшее, чем сами множители.

Таким образом, еще раз видим, на примере данного упражнения, что не всегда необходимы вычисления, так как порой к правильному ответу можно прийти и путем рассуждений, пользуясь лишь правилами сравнения и умножения положительных и отрицательных чисел.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Общение ребенка дошкольного возраста с взрослыми
Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьм ...

Взаимосвьзь педагогического общения и характера профессиональной деятельности учителя
Общение педагога с детьми является не фоном, на котором решаются задачи обучения и воспитания, а важнейшей составля­ющей профессиональной деятельности. От того, насколько эф­фективно решает учитель коммуникативные задачи, зависит и успешность развития детей, и становление профессионализма педагога. ...

Стратегии идентификации слова в процессе чтения иноязычных текстов
Проблема обучению пониманию текста привлекла особое внимание методистов в конце прошлого века. Именно в этот период получила распространение точка зрения, что учить надо не чтению, т.е. декодированию букв и слов, а именно пониманию текста. Эта проблема оказалась в фокусе психолого-педагогических ис ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru