Педагогика и воспитание » Коррекция духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения » Рекомендации для учителей начальных классов по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения

Рекомендации для учителей начальных классов по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения

Страница 2

Большую роль в формировании правильных нравственных оценок, суждений, понятий, убеждений при внесении теории морали в сознание школьников играют методы воздействия на воспитуемых, осуществляемые через живое слово и личный пример педагога, который тесно взаимодействует с другими методами воспитания. Вся работа непременно проводится с учетом целей и задач воспитания, сложившейся в классе ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей, структуры дефекта зрения.

Работа в учреждениях III – IV вида по коррекции духовно-нравственных качеств должна учитывать и специфические задачи, вытекающие из особенностей структуры дефекта зрения и выявленных нами в ходе исследования особенностей формирования духовно-нравственных качеств у детей с нарушениями зрения.

Рекомендации для учителей младших классов, работающих в учреждении IV вида:

1. Поскольку у слабовидящих детей обнаружилась несформированность представлений об основных нравственных категориях, необходимо проводить дополнительные занятия, направленные на освещение сущности этих понятий (Приложение 1).

2. Позиция слабовидящих детей на промежуточном уровне между нормой и слепотой негативно влияет на их развитие. Нежелание считать себя ущербными, неосознанность своего дефекта приводит их к мнению об отсутствии для себя необходимости много трудиться, чтобы быть на уровне с нормально видящими детьми. В то же время они осознают свою особенность и требуют к себе соответствующего отношения (заниженных требований) и повышенного внимания. Поэтому для нормализации развития таких детей, по нашему мнению, необходимо повышать их уровень осознанности путем интеграции в общество нормально видящих детей. Для этого можно проводить различные виды соревнований и олимпиад, успешное участие в которых не зависит от зрения. При этом состязаться необходимо со зрячими детьми, чтобы слабовидящие ребята могли усвоить, что они действительно могут быть на уровне с нормой, но для этого требуется упорство и высокие требования к себе.

Рекомендации для учителей младших классов, работающих в учреждении III вида:

1. Главной особенностью духовно-нравственного развития слепых детей является сильная вербализация нравственных категорий. Они понимают суть понятий и могут привести подходящие примеры, но многие из примеров оказываются несуразными и даже казусными за счет того, что они не связаны с личным опытом ребенка. В связи с этим необходимо вовлечение слепых детей в такие виды деятельности, в которых они будут испытывать на себе нравственные поступки окружающих и сами принимать участие в реализации таких поступков. Для этого можно создать в классе живой уголок и завести график дежурства в нем или организовать занятия по знакомству с домашними животными и способами ухода за ними. Проявить заботу о своих одноклассниках и почувствовать такую же заботу на себе дети могут во время игры «Тайный друг».

2. Присущие слепым детям скромность, закомплексованность, неуверенность в своих силах, мнение о том, что без чужой помощи ничего невозможно добиться является еще одной важной особенностью таких детей, которую необходимо преодолевать для их дальнейшего гармоничного духовно-нравственного развития. Предлагаем применять самые разнообразные педагогические методы, описанные выше, в ходе которых прививаются следующие принципы: «другой не значит хуже», «ищите свои сильные стороны и пользуйтесь ими», «безвыходных ситуаций не бывает», «всего можно добиться, если трудиться и не сдаваться» и т.д. В приложении 2 описаны подходящие, на наш взгляд, для этого сказки «Две лягушки», «Заяц и Черепаха». Кроме того, полезно организовывать беседы о слепых людях, добившихся успеха, рассказывать о достижениях учеников их школы, приглашать выпускников школы на занятия и т.д.

3. Наблюдаемая у слепых эгоцентричность, их зациклинность на самом себе, уверенность в том, что окружающие зрячие должны им во всём помогать, но никто, кроме самых близких, этого не делает, разрушает общее, в целом неплохое впечатление об их нравственном состоянии. При этом слепые дети могут и не задумываться о том, что они сами могут и должны оказывать помощь окружающим, как слепым, так и зрячим, а особенно необходимо помогать маме .

4. Говоря о слепых детях, хотелось бы особо обратить внимание на мнение Щербины Л.М. о том, что печальная участь слепых обусловлена не физической слепотой самой по себе, которая не есть трагедия. Слепота есть только предлог и повод для возникновения трагедий. «Причитания и вздохи, — говорит Щербина, — сопровождают слепого в течение всей его жизни; таким образом, медленно, но верно совершается огромная разрушительная работа". Вот почему совершенно правильно педагогическая гигиена предписывает обращаться со слепым ребенком так же, как если бы он был зрячим, заставлять его играть со зрячими детьми, никогда не выражать в его присутствии жалости к нему из-за его слепоты и т. д. Тогда слепота переживается самими слепыми как "ряд мелких не удобств", по выражению Щербины. И многие слепые подпишутся под его заявлением: "При всем этом в моей жизни для меня есть своеобразная прелесть, отказаться от которой, думаю, я не согласился бы ни за какие личные блага».

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Технология контроля образовательного процесса
Регуляция процесса осуществляется не только с учетом конечного продукта, но и на основании сведений о процессе получения этого конечного продукта. Такое управление позволяет выделить следующие структурные компоненты: 1. указание цели управления; 2. установление исходного состояния – управляемого пр ...

Особенности функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем подростков 13 - 14 лет
Важнейшей системой организма, определяющей физическую и умственную работоспособность детей, является сердечно-сосудистая система Показателем исходного состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) является частота сердечных сокращений - ЧСС. ЧСС является одним из наиболее лабильных показателей гемоди ...

Анализ школьного учебника и тетради на печатной основе по биологии раздела « животные» на наличие и достаточность контрольных и проверочных работ
УМК по курсу «Биология» для 7 классов построен на основе Федеральной программы и авторской программы И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко и др. имеет комплексный характер и включает основы разных биологических наук. УМК для 7 классов по данной линии включает учебник, рабочую тетрадь, методическое пособи ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru