Педагогика и воспитание » Коррекция духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения » Рекомендации для учителей начальных классов по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения

Рекомендации для учителей начальных классов по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения

Страница 1

Поскольку проведенное нами исследование показало независимость формирования духовно-нравственных качеств от дефекта зрения, в работе со слабовидящими и слепыми детьми, педагогам необходимо руководствоваться, прежде всего, общими задачами нравственного воспитания, сформулированными в национальной доктрине образования РФ, которая призвана обеспечить:

– историческую преемственность поколений, сохранения, распространения и развития национальных культур, воспитания бережного отношения к историческому наследию народов России;

– воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

– формирование культуры мира и межличностных отношений;

– формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений и др.

Таким образом, исходя из поставленных задач, каждый учитель определяет основные направления работы с детьми на основе их социальных, этнических, культурных традиций. Когда же определена стратегия воспитания, тактика определяется учителем, школой. Какие формы, приемы использовать в организации воспитания, какое содержание вкладывать – все это личный выбор учителя.

Важно помнить: чтобы сформировать духовные, нравственные, моральные нормы поведения у школьников, общечеловеческие ценности и положительные черты характера, рядом с детьми должны быть взрослые, которые подошли бы к решению данной проблеме со всей серьезностью и ответственностью. Дети должны видеть проявление лучших черт, этических ценностей в повседневном общении с учителями, видеть в них личностей, носителей высоких нравственных и духовных принципов.

Задачи повседневной важности для всех педагогов, воспитателей – нравственное воспитание молодого поколения. И одним из основополагающих педагогических принципов в системе воспитания детей является принцип духовности. Нужно учить детей гуманистическим способам освоения мира. Очеловечить процесс познания, поставить ученика в центр учебно-воспитательного процесса. Новой парадигмой образования следует считать личностно—ориентированный и индивидуальный подход.

И.В. Павлов считает, что нормы, принципы и моральные идеалы выступают по отношению к людям, как предписание поведения. Руководство к действию. Однако отношение к ним у разных людей бывает разное. Одни воспринимают их как внешнюю, чуждую им силу приказа, другие следуют им добровольно, по убеждению, борются за их утверждение, рассматривая как цель и дело своей жизни.

Разные отношения людей к одним и тем же принципам, нормам поведения. Принятым в обществе, объясняется уровнем развития нравственного сознания школьника. Чтобы формирование нравственных качеств шло успешно, педагогу следует соблюдать ряд условий. Прежде всего, он должен проводить воспитательную работу, начатую на уроке, и во внеклассной работе, где продолжается приобретение учащимися знаний о нравственном поведении. Для этого используются различные формы нравственного просвещения: лекции, беседы, диспуты, рассказы, обсуждения книг и др., на которых обсуждаются различные вопросы.

Важно, чтобы нравственное воспитание не превращалось в сухие, надоедливые нравоучения, типа «… должен», «… обязан» и т.п., которые не имеют ничего общего с формами убеждения школьника. Нужно пробуждать у школьников высокую активность, вызывать оживленный обмен мнениями, заставлять их самих задумываться над вопросами морали. Выводы о нормах морали, о том или ином поступке школьники должны сделать сами, но под направляющим воздействием учителя.

Необходима правильная организация жизни и деятельности школьников, приобретение ими положительно опыта нравственного поведения. Знания сами по себе не обеспечивают соответствующего морального поведения, более того, как подчеркивают психологи, усвоение знаний без практики соответствующего морального поведения приводят к возникновению нравственного формализма, выражающегося в разрыве и знаниях норм морали. Организация системы воспитательных мероприятий должна ставить школьников в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала усваиваемым принципам поведения, чтобы они приучались претворять свои взгляды и убеждения в поступки.

Также важно выработать у школьников социальную потребность нравственного поведения. Правильные формы поведения сами по себе еще не решают, Какие качества личности сформируются у учащегося. Одна и та же форма поведения, имея разные цели поступка, может выражать самые различные и противоположные качества личности, поэтому учитель должен знать, какие цели и связанные с ними мотивы побуждают школьника к той или иной форме поведения. Важно формировать у школьников нравственные побуждения и закреплять их как черты личности, чтобы они могли проявляться в различных ситуациях.

Большую роль в данной работе играет умение учителя, преподнося материал, способствовать эмоциональному отклику детей. «Ни одна форма поведения, – писал Л.С. Выгодский, – не является столь крепкой, Как связанная с эмоциями». Поэтому если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставляли эмоциональный след в ученике. Ни одна моральная проповедь так не воспитывает, как живое чувство, и в этом смысле аппарат эмоций является как бы специально приспособленным и тонким орудием, через которое легче всего влиять на поведение.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей
В структуре познавательной деятельности человека мышление является одной из важнейшей форм познания. Благодаря мышлению человек не только познает предметы, но и отражает различные связи и отношения, раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, ведет целенаправленно поиск р ...

Образовательные цели изучения темы "Показательная и логарифмическая функции" в средней школе
Изучение темы "Показательная, логарифмическая и степенная функции" в курсе алгебры и начала анализа предусматривает знакомство учащихся с вопросами: Обобщение понятия о степени; понятие о степени с иррациональным показателем; решение иррациональных уравнений и их систем; показательная фун ...

Психологическая готовность к обучению в школе
Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, она обеспечивает переход к позиции школьника (А.Н.Леонтьев). Степень готовности к школьному обучению – это в значительной мере вопрос социальн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru