Педагогика и воспитание » Коррекция духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения » Рекомендации для учителей начальных классов по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения

Рекомендации для учителей начальных классов по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения

Страница 3

Исследовав сформированность духовно-нравственных качеств у младших школьников различных групп по зрению, мы получили следующие результаты:

Принимая духовно-нравственное развитие нормально видящих детей за средний уровень (65% правильных ответов) можно сделать вывод о том, что слабовидящие дети находятся на уровне ниже среднего (52%), тогда как дети, обучающиеся по системе Брайля, несмотря на имеющиеся у них большие затруднения в восприятии информации, находятся на уровне выше среднего (88%). Этот факт подтверждает идеи Литвака А.Г. о независимости духовно-нравственного развития от наличия и глубины патологии зрения.

Для слабовидящих детей характерен самый большой процент неправильных ответов – 41% (зрячие дети – 20%, слепые дети – 9%), при этом слабовидящие дети реже остальных отказываются от ответа – всего 7% от общего количества. Эти цифры свидетельствуют о том, что уровень осознанности у слабовидящих детей также находится ниже среднего. Эти дети не осознают свое отставание, они не сомневаются, что имеющиеся у них поверхностные представления о нравственных категориях являются достаточными.

Основными характеристиками духовно-нравственного состояния слабовидящих детей являются несформированность основных нравственных категорий, нежелание вникать в суть вещей, использование неграмотных, размытых формулировок, низкий уровень осознанности, завышенное самомнение.

Среди особенностей духовно-нравственного состояния слепых детей нами отмечены ярко-выраженная вербализация представлений, неуверенность в своих силах, наличие пессимистических настроений, ожидание помощи от зрячих людей, но при этом наиболее грамотное построение ответов, приведение корректных примеров, самый высокий уровень знаний и осознанности.

Результаты проведенного нами исследования позволили сформулировать некоторые рекомендации по формированию и коррекции духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения:

Прежде всего, учителям, работающим в учреждениях III-IV вида необходимо выполнять общие требования к нравственному воспитанию школьников: привитие патриотических взглядов, уважения к истории и старшим поколениям, толерантности в национальных, религиозных и других вопросах, формирование целостного мировосприятия и современного мировоззрения и т.д.

Работая со слабовидящими детьми необходимо, прежде всего, формировать у них представление об основных нравственных категориях, поднимать их уровень осознанности, формировать адекватное представление о собственных способностях и возможностях. Для этого, на наш взгляд, должна осуществляться активная интеграция слабовидящих детей в общество зрячих сверстников.

Коррекция духовно-нравственных качеств слепых детей подразумевает необходимость формирования у них активной жизненной позиции, большого личного опыта в совершении нравственных поступков, укрепления веры слепых детей в собственные силы, а также избегание жалостливых чувств и высказываний по отношению к слепоте ребенка, вырабатывание отношения к нему, как к обычному зрячему человеку.

В ходе выполнения данной квалификационной работы, определившись со значением термина «духовно-нравственные качества», мы определили содержание коррекционной работы, способствующей преодолению нарушений духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения.

В первой главе работы мы изучили особенности духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста и составили клинико-психолого-педагогическую характеристику младших школьников с нарушениями зрения, что позволило нам среди разработанных на данный момент общепедагогических методов коррекции духовно-нравственных качеств младших школьников выделить те, которые были бы наиболее эффективны при работе с детьми с нарушениями зрения. Рассмотрев современное представление о понятиях «духовность», «нравственность» и «мораль», мы определили, что в основе формирования духовно-нравственных качеств школьников лежит усвоение ими новых моральных ценностей, пропущенных через призму эмоциональных переживаний и гуманных чувств. При этом, по мнению многих исследователей, уровень духовно-нравственного развития детей в целом не должен определяться физиологическими дефектами, в том числе и состоянием зрительного анализатора, однако некоторые психические состояния и физиологические особенности восприятия информации, присущие детям с нарушениями зрения нельзя не учитывать во время работы с такими детьми. Выявление этих особенностей необходимо для разработки рекомендаций по коррекции духовно-нравственных качеств детей с нарушениями зрения. Поскольку большинство младших школьников, по утверждению многих психологов, находятся на доморальном уровне развития, единственным проявлением их нравственности, пригодным для исследования, является уровень сформированности у них основных нравственных категорий.

Во второй главе работы описан ход и результаты проведенного нами исследования по выявлению уровня сформированности нравственных понятий у детей младшего школьного возраста. Для выявления особенностей присущих детям с нарушениями зрения был необходим сравнительный анализ, в котором за средний уровень духовно-нравственного развития принимается уровень нормально видящих детей. Кроме того, нельзя было не учесть глубину дефекта зрения. Поэтому, наше исследование мы проводили в трех группах детей: нормально видящие, слабовидящие и слепые дети. Эксперимент позволил определить сформированность и уровень осознанности нравственных категорий у детей младшего школьного возраста. Выяснилось, что лучше всего среди трех исследуемых классов нравственные понятия сформированы у слепых детей, однако сильная вербализация знаний не позволяет им в полной мере адекватно усвоить основы нравственного поведения. Ниже среднего оказался уровень духовно-нравственного развития слабовидящих детей. Они не только хуже всех усвоили основные нравственные понятия, но оказались не в состоянии осознать поверхность и несостоятельность своих знаний. Рекомендации для учителей, работающих в учреждениях III вида, разработанные нами на основе результатов эксперимента, основаны на необходимости формирования у слепых активной жизненной позиции, большого личного опыта в совершении нравственных поступков, укрепления веры слепых детей в собственные силы. Работая со слабовидящими детьми необходимо, прежде всего, формировать у них представление об основных нравственных категориях, поднимать их уровень осознанности, формировать адекватное представление о собственных способностях и возможностях.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Интонационная сторона речи в свете различных научных изучений
Интонация является одним из важнейших компонентов языка. При этом она также является неотъемлемой частью речевой деятельности в целом и представляет собой единство взаимосвязанных компонентов – мелодики, паузирования, интенсивности, ударения, темпа, тембра и ритма. Речевое общение обычно протекает ...

Сущность непрерывного образования
Идея непрерывного образования занимает заметное место в ряду прогрессивных идей культуры XX в. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжени ...

Анализаторы человека
Анализатор - подсистема центральной нервной системы, обеспечивающая приём и первичный анализ информации. Периферийная часть анализатора -рецептор, центральная часть анализатора - мозг. Зрение имеет для человека первостепенное значение. Зрительный анализатор позволяет получить представление о предме ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru