Педагогика и воспитание » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении » Определение понятия мышления

Определение понятия мышления

Страница 1

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психологический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

«У здорового смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы» - так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К. Дункер.

Что же такое мышление? Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти, всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы.

На практике мышление как отдельный психологический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, понятии, речи.

Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление – это движение идей, раскрывающие суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.

Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включения в нее действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти переход к мышлению. Однако любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, то есть с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника – из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением.

Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы. В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходит одно в другое и взаимообусловливает друг друга.

Для мыслительной деятельности человека существенна её взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком и речью.

Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Человеческое мышление, – в каких бы формах оно ни осуществлялась – невозможно без языка.

Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. В слове, в формировании мысли заключены важнейшие необходимые предпосылки дискурсивного, то есть рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления.

Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано с языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке.

Органическая, неразрывная связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную, общественно – историческую сущность человеческого мышления. Умственное развитие человека необходимо совершается в процессе усвоения знаний выработанных человечеством в ходе общественно – исторического развития.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Определение понятие умственная отсталость
Под умственной отсталостью понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Правильное понимание умственной отсталости имеет большое теоретическое и практическое задание. Теоретическое значение верного определения умственной о ...

Особенности организации работы на уроках математики в подготовительной к школе группе
В детском саду работу по формированию элементарных математических представлений начинают со второй младшей группы. Детей знакомят со способами установления качественных и пространственных отношений между предметами реального мира, учат считать, прибавлять и вычитать в пределах десяти, измерять длин ...

Методика изучения темы «Площадь геометрических фигур» на уроках математики в начальной школе
На самом первом этапе знакомства с площадью, ее не измеряют, а находят, вычисляя по какому-то алгоритму, какой-то формуле. И уже на этом этапе учитель должен заострить внимание учащихся на том, что площадь необходимо вычислять. И действительно: до этого все могли измерять путем непосредственного ср ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru