Педагогика и воспитание » Особенности использования словесных методов на уроках чтения в специальной коррекционной школе VIII вида » Особенности словесных методов и их влияние на развитие ребёнка с нарушением интеллекта

Особенности словесных методов и их влияние на развитие ребёнка с нарушением интеллекта

Страница 1

Метод - это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.

Так же метод- это способ, посредством которого познаётся предмет науки. В настоящее время большинство дидактов понимает метод обучения как «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития».

Прием — это часть метода, не имеющая самостоятельной учебной задачи, а подчиняющаяся той задачи, которая выполняется с помощью данного метода. С понятием «метод», «прием» тесно связано понятие «средство обучения». К ним относится все, что помогает учителю и учащимся. Это — слово учителя, учебники и учебные пособия, справочная литература и т.д.

К группе словесных методов относятся:

1. Методы устного изложения материала (рассказ учителя, объяснение, лекция), где источником знаний является систематическое изложение учебного материала учителем и его живое слово.

2. Работа с книгой.

3. Беседа, в процессе которой учитель организует выяснение фактов, их объяснение; системой вопросов подводит учащихся к определённому выводу или к систематизации фактов и их обобщению. Источником знаний так же является живое слово. Больше всего словесные методы применяются на уроках чтения и русского языка.

1. Рассказ учителя - это яркое, эмоциональное изложение события эпизода, характеристика героя и т.д. Он непродолжителен по времени, но всегда воздействует не только на мысль, но и на чувства учащихся. Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли. Мысль совершается в слове т.е. мысль развивается, совершенствуется, когда облекается в слова. Это даёт право утверждать, что рассказ учителя имеет серьёзное значение для коррекции и развития психики умственно отсталого ребёнка. Речь учителя должна быть эмоциональной, живой, доступной по содержанию, соответствовать речевому развитию учащихся; темп речи должен быть замедленный постепенно переходящий к среднему- такая речь побуждает интерес, заставляет слушать, привлекает внимание, дети начинают думать, мыслить. Как метод рассказ используется на разных этапах урока, может занимать на уроке самостоятельное место, а может быть включён в процесс объяснения на разных его этапах. В начале урока он подготавливает учащихся к усвоению нового материала. В этом случае учитель систематизирует и обобщает знания по данной теме, полученные учащимися ранее.

Брунов Б.П. выделяет так же рассказ- объяснение, который приводит учащихся к определённым выводам. Он используется для раскрытия событий, явлений, описания предметов. С этой же целью учитель может использовать отрывки из художественных произведений, фактический материал из окружающей жизни детей.

2. Работа с книгой - стала одним из важных методов обучения. Главное достоинство данного метода – это возможность для ученика многократно отрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и дома самостоятельно. В практике вспомогательной школы используются следующие приёмы работы с учебником и книгой: чтение вслух, чтение текста учителем, чтение про себя. Чтению в слух придаётся большое значение в первые годы обучения. Правильность, выразительность и беглость чтения зависит в значительной мере от внимания учителя к чтению. При чтении вслух учитель контролирует и исправляет учащихся, воспитывает правильность чтения и произношения. [3,96]Исследования психологов показали, что громкое чтение способствует лучшему пониманию материала. Значение чтения в слух возрастает в связи с необходимостью постоянно контролировать его правильность. Чтение учителем текста во вспомогательной школе используется как образец чтения, для последующего пересказа, прочитанного или беседы по содержанию текста, для коррекции логического мышления учащихся, их речи, внимания, фонематического слуха, операций анализа и синтеза. Чтение про себя обеспечивает учащимся глубокое проникновение в содержание текста, его более полное и целенаправленное осмысливание, а, следовательно, и более прочное запоминание.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Организация домашней учебной работы
Один из видов самостоятельной работы – домашняя работа. Ее главная цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальную склонность, дарования и способности учащихся. Видами самостоятельной работы учащихся являются задания на каникулы, ...

История возникновения и развития техники «Вышивка лентами»
Вышивка является одним из самых древних видов народного творчества. Первые ее элементы возникли в период первобытно общинного строя. Тогда вместо лент использовались полоски кожи, с помощью которых создавались выразительные узоры. С развитием человечества развивалось и художественное шитье: стали п ...

Состояние проблемы эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетическ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru