Педагогика и воспитание » Особенности использования словесных методов на уроках чтения в специальной коррекционной школе VIII вида » Особенности словесных методов и их влияние на развитие ребёнка с нарушением интеллекта

Особенности словесных методов и их влияние на развитие ребёнка с нарушением интеллекта

Страница 1

Метод - это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.

Так же метод- это способ, посредством которого познаётся предмет науки. В настоящее время большинство дидактов понимает метод обучения как «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития».

Прием — это часть метода, не имеющая самостоятельной учебной задачи, а подчиняющаяся той задачи, которая выполняется с помощью данного метода. С понятием «метод», «прием» тесно связано понятие «средство обучения». К ним относится все, что помогает учителю и учащимся. Это — слово учителя, учебники и учебные пособия, справочная литература и т.д.

К группе словесных методов относятся:

1. Методы устного изложения материала (рассказ учителя, объяснение, лекция), где источником знаний является систематическое изложение учебного материала учителем и его живое слово.

2. Работа с книгой.

3. Беседа, в процессе которой учитель организует выяснение фактов, их объяснение; системой вопросов подводит учащихся к определённому выводу или к систематизации фактов и их обобщению. Источником знаний так же является живое слово. Больше всего словесные методы применяются на уроках чтения и русского языка.

1. Рассказ учителя - это яркое, эмоциональное изложение события эпизода, характеристика героя и т.д. Он непродолжителен по времени, но всегда воздействует не только на мысль, но и на чувства учащихся. Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли. Мысль совершается в слове т.е. мысль развивается, совершенствуется, когда облекается в слова. Это даёт право утверждать, что рассказ учителя имеет серьёзное значение для коррекции и развития психики умственно отсталого ребёнка. Речь учителя должна быть эмоциональной, живой, доступной по содержанию, соответствовать речевому развитию учащихся; темп речи должен быть замедленный постепенно переходящий к среднему- такая речь побуждает интерес, заставляет слушать, привлекает внимание, дети начинают думать, мыслить. Как метод рассказ используется на разных этапах урока, может занимать на уроке самостоятельное место, а может быть включён в процесс объяснения на разных его этапах. В начале урока он подготавливает учащихся к усвоению нового материала. В этом случае учитель систематизирует и обобщает знания по данной теме, полученные учащимися ранее.

Брунов Б.П. выделяет так же рассказ- объяснение, который приводит учащихся к определённым выводам. Он используется для раскрытия событий, явлений, описания предметов. С этой же целью учитель может использовать отрывки из художественных произведений, фактический материал из окружающей жизни детей.

2. Работа с книгой - стала одним из важных методов обучения. Главное достоинство данного метода – это возможность для ученика многократно отрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и дома самостоятельно. В практике вспомогательной школы используются следующие приёмы работы с учебником и книгой: чтение вслух, чтение текста учителем, чтение про себя. Чтению в слух придаётся большое значение в первые годы обучения. Правильность, выразительность и беглость чтения зависит в значительной мере от внимания учителя к чтению. При чтении вслух учитель контролирует и исправляет учащихся, воспитывает правильность чтения и произношения. [3,96]Исследования психологов показали, что громкое чтение способствует лучшему пониманию материала. Значение чтения в слух возрастает в связи с необходимостью постоянно контролировать его правильность. Чтение учителем текста во вспомогательной школе используется как образец чтения, для последующего пересказа, прочитанного или беседы по содержанию текста, для коррекции логического мышления учащихся, их речи, внимания, фонематического слуха, операций анализа и синтеза. Чтение про себя обеспечивает учащимся глубокое проникновение в содержание текста, его более полное и целенаправленное осмысливание, а, следовательно, и более прочное запоминание.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Перцептивная модальность как средство формирования интонационной выразительности речи
Значение живого устного слова неоспоримо, так как лекция, доклад, беседа, выступление – любые формы устного повествования – являются повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь всегда имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств: это и мимика, и жесты, и интонация, и т.д. В то же в ...

Исторические методы решения сюжетных задач
Первое общее правило – «Правило проверки Лакруа». При этом мы должны всегда иметь в виду, что цель наших действий – выразить одно и то же значение некоторой величины двумя различными способами. Второе общее правило – «Правило уравнивания». Наряду с этим нужно помнить, что научить решению задач можн ...

Правовое образование в системе предпрофильного обучения школьников
Базовый курс права направлен на формирование основ правовой грамотности; представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях; способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых реше ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru