К перспективному плану составлены листы наблюдений (приложение 2). В них отражены следующие моменты:
1. Тема наблюдения.
2. Цель наблюдения.
3. Вопросы и описание.
4. Художественное слово или эксперимент.
5. Труд в природе.
Составленная картотека не дает право педагогу на бездумное использование предложенных наблюдений. Работая с картотекой, педагог обязан придерживаться следующих правил:
1. Внимательно прочитать тему и цель, соотнести с последовательностью вопросов и описанием наблюдения с особенностями конкретной возрастной группы и уровнем развития детей.
2. Изучить описание, оценить его с точки зрения образовательных, воспитательных позиций, применимости в данных условиях.
3. Проявить творчество, внимание к каждому действию, и, конечно, результату.
Подробные конспекты занятий вынесены в приложение 3.
Таким образом, старшие дошкольники под руководством взрослого овладевают не только фактами, но и достаточно сложными закономерностями, лежащими в основе природных явлений в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи, и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать, видеть в них красоту и эстетическую привлекательность.
Для получения более точных результатов нами был проведен контрольный эксперимент, который включил повторное проведение методик констатирующего эксперимента.
Рассмотрим результаты данного эксперимента и проанализируем динамику изменения уровня знаний дошкольников о многообразии растений как результате их взаимодействия с окружающей средой.
Итак, в ходе констатирующего эксперимента были выявлены следующие показатели.
Таблица 4
Результаты анкетирования детей
Ф.И. ребенка |
Вопрос №1 |
Вопрос №2 |
Вопрос №3 |
Вопрос №4 |
Вопрос №5 |
Вопрос №6 |
Итого |
Аня А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
Борис Г. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
14 |
Витя Е |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
Денис З. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
Диана З |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
16 |
Миша А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
Оля Р. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
Оля С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
16 |
Тимур О |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
16 |
Уля И. |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
16 |
Другое по теме:
Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости
в старшем дошкольном возрасте
В данном параграфе будут рассмотрены вопросы возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости у дошкольников. Для этого нам необходимо дать характеристику игры; показать, чем игра отличается от других видов деятельности; выяснить причины, позволяющие нам судить об сюжетно-ролевой игре ка ...
Психологическое сопровождение
профориентации
Основным в профориентации является ее психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные профконсультации. Для профессиональной диагностики личности учащегося используются следующие методы и формы работы: 1. Наблюдение. Оно може ...
Краткий обзор программ, воспитывающих у дошкольников
эмоциональную отзывчивость к прекрасному в природе
В настоящее время существует несколько программ, которые обращают особое внимание на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному: Программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Программа «Семицветик» – авторы В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. Программа «Приобщение дете ...