Образование в реальных гимназиях Пирогов предназначал для того, чтобы удовлетворить потребности хозяйственной, экономической жизни той местности, где находилось учебное заведение. Поэтому выбор реальных учебных предметов мог соотноситься с особенностями местного края. В классических гимназиях главной задачей было изучение человека, его творческих способностей и духовного развития.
До середины XVIII в. в России дифференциация обучающихся осуществлялась по следующим направлениям: церковное или светское, сословное, мужское или женское. Реформа 1786г. привела к появлению большого числа разнообразных учебных заведений: мужские гимназии, женские гимназии, реальные училища, коммерческие училища, кадетские корпуса и епархиальные училища. Указ 1864г. предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классической и реальной. Перед классической гимназией ставилась цель – дать общее образование, обеспечить поступление в университет. Реальные гимназии имели своей задачей обеспечение общего образования, необходимого как для практической деятельности, так и для поступления в специальные высшие учебные заведения. До 1889 года учащиеся реальных училищ получали общее образование до пятого класса. С пятого класса разделение происходило по двум направлениям - коммерческому и основному, которое включало разные курсы. Учащиеся 7 класса могли выбирать: общее, механическое и химическое отделение. При министре Боголепове был составлен проект преобразования реальных училищ, сущность которого заключалась в следующем: реальные училища должны быть строго общеобразовательными, гуманитарно-реальными и носить национальный характер, училище становилось единой школой, дающей систематическое реальное и общее образование, одинаковое для всех учащихся. В 1888 г. реальные училища были реорганизованы: механико-техническое и химико-техническое отделения были упразднены, и сами училища превращены в средние общеобразовательные учебные заведения, дававшие учащимся по математике, физике и естествознанию значительно больший объем знаний, чем классические гимназии .
Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-1916 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения П. Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую и реальную.
В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения, и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.
Советская школа 20-х годов разработала значительное количество направлений в области профильной подготовки. Эти варианты можно разделить на однопрофильные: школы крестьянской молодежи (ШКМ), школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и многопрофильные (8-9 классы школы второй ступени). С 1925 года в ШКМ и ФЗУ учились соответственно дети крестьян, сельская молодежь и городские учащиеся, работавшие на промышленных предприятиях. Поступали в данные школы после окончания школы 1-ой ступени, учились три-четыре года. Сам профиль школ предполагал получение профессий и занятие трудом в сельском хозяйстве и промышленности. Школы крестьянской молодежи в силу социально-культурной ситуации в деревне 20-х годов становились культурным центром, распространявшим знания среди всего населения. Школы фабрично-заводского ученичества были оборудованы лучше, чем любые другие школы этого периода, имели подготовительные мастерские, где учащиеся осваивали различные трудовые приемы и лишь, потом переходили на работу в цеха предприятий. На учебу (3 часа в день) они приходили после шестичасовой работы на предприятии.
В 1925 году был введен профессиональный уклон в школах-девятилетках (8-9 классы), но срок обучения мог быть продлен в зависимости от профессии, которая была востребована в данном районе. Уклонов могло быть очень много (50 и более) – сельскохозяйственный, педагогический, индустриальный, кооперативный, библиотечный и т.п.
В 1934 г. ЦК ВКП (б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление “О структуре начальной и средней школы в СССР”, предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.
Другое по теме:
Государственный стандарт начального общего образования в России
В настоящее время в начальной школе РФ действует «стандарт второго поколения» (2004 год), но до вступления этого стандарта в силу, действовал стандарт «первого поколения» (1998 года). В 1999 году все начальные школы РФ «осуществили переход» на четырёхлетнюю начальную школу. Стандарт начального обра ...
Включение детей в совместную деятельность
Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т.д. Всякая деятельность является объективным фак ...
Педагогический тест как объективный способ оценивания
Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий. По мере использования тестов была сформирована их классификация по цели и содержанию: · тесты личности ...