Покидая основную школу, норвежские учащиеся оказываются перед необходимостью сделать важный выбор: какой профиль обучения избрать и в какую старшую школу поступить. В старших школах отсутствуют вступительные экзамены. Таким образом, каждый учащийся может поступить в любую старшую школу, если там существуют интересующие его профили и имеется достаточно мест для всех желающих.
Во Франции профилизация обучения в средней школе осуществляется более ста лет. За последние десятилетия в ней произошли существенные изменения. В настоящее время она состоит из последовательных этапов обучения: начальная - элементарная школа, неполная средняя школа - коллеж, полная средняя школа - лицей.
Дифференцированное обучение французских школьников официально начинается в коллеже, но необходимые предпосылки для распределения учащихся по направлениям учебы создаются уже на начальном, формально едином этапе обучения. Коллеж провозглашен единым типом массовой средней школы, в нем формально ликвидировано существовавшее ранее деление на классическое и реальное отделения,
Первые два года обучения в коллеже (6-й и 5-й классы по французской нумерации) - «цикл наблюдения». Его задача - «закрепить и дополнить начальное образование, обеспечить усвоение основ среднего образования».
Следующие два года (4-й и 3-й классы) - «цикл ориентации», призванный ориентировать учащихся на последующие виды обучения. Это осуществляется с помощью факультативных дисциплин: древних языков, иностранных языков, технологии. Выбор одного из них обязателен. Этот выбор фактически предопределяет дальнейший характер обучения. Для одних - это гуманитарные или естественно-научные секции полной средней школы - лицея, для других технологические секции лицея или перевод в профессионально-технические учебные заведения.
Завершающий этап полного среднего образования во Франции - лицей. Цели, поставленные перед лицеем, направлены как на развитие личности, так и на содействие научно-техническому, экономическому и социально-культурному развитию нации в условиях технологической цивилизации. В настоящее время существуют три типа лицеев, дающих полное среднее образование: лицеи общего образования, технические лицеи и поливалентные, в которых имеются и общеобразовательные, и технические секции. Первый год лицея общий для всех учащихся и носит название «класс определения». Основное место в учебном плане занимают общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся: французский язык, иностранный язык, математика, физические науки, естествознание, история, география, граждановедение, физкультура. Обязательные дисциплины должны дать учащимся необходимую образовательную подготовку, готовя тем самым будущую специализацию в 1-м и в выпускном классе.
Кроме общих для всех предметов во 2-м классе лицея изучаются предметы, определяющие специализацию, направление учебы в 1-ом выпускном классах и дальнейшее продолжение учебы в высших учебных заведениях. Существуют две группы предметов, из которых нужно выбрать специализацию. Выбор предмета из первой группы (дисциплины технологического содержания) ведет к техническим дипломам; из второй группы - к дипломам общего образования или техническим - административное управление, делопроизводство, конторское дело; информатика.
Задачи специализированных дисциплин — расширить и дополнить общеобразовательную подготовку и вместе с тем дать направление будущей специализации. Наличие разнообразных специализированных дисциплин во втором классе лицея в целом отвечает различным способностям, склонностям и интересам лицеистов: академический характер одних имеет в виду будущие занятия в высшей школе. Технико-технологические дисциплины помогают подготовке лицеистов к профессиям, не требующим высшего образования, или ведут к включению в производственную деятельность.
Для большинства выпускников лицея получение диплома бакалавра не означает окончания учебы, они продолжают учебу. Существуют четыре основных направления дальнейшей учебы: двухгодичные подготовительные классы высших учебных заведений, университеты, обучение в специализированных высших технических секциях и институтах, готовящих инженерные кадры.
Особая черта профильного обучения старшеклассников в школах Франции, которая довольно примечательна для российской школы, в условиях ее модернизации на современном этапе, - проведение в лицеях постбакалавриатских курсов, которые классифицируются как высшее образование и длятся в основном два года. Некоторые из них готовят учащихся к конкурсным вступительным экзаменам в ведущие университеты. Таким образом, отмеченные выше тенденции профильного обучения во французской полной средней школе свидетельствуют о том, что основной поиск науки и практики ориентирован на развивающие возможности человека, успешность его социализации и адаптации в изменяющемся мире, на включение учащихся в широкий спектр различных видов деятельности.
Другое по теме:
Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль «Мораль (лат. точез – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция о ...
Экологическое воспитание как актуальное направление дошкольной педагогики
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должн ...
Методы работы с монологической речью
Учебный монолог на начальном этапе обучения представляет собой простое и очень краткое логически построенное высказывание, содержащее один или несколько речевых образцов. Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, ...