Педагогика и воспитание » Особенности современного обучения в образовательно-воспитательной системе общества » Функции и движущие силы процесса обучения

Функции и движущие силы процесса обучения

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обуславливают функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объёма, развивающая – со структурным усложнением, а воспитательная – с формированием отношений (В. В. Краевский ). Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и её использовании на практике. Научные знания включают в себя факты, понятия закона, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и действенность. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая всё большую стройность и логическую соподчинённость, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к освоению последующего. Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании или, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков. Умение как умелое действие направляется чётко осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают её постепенное усложнение. Воспитывающий характер обучения – отчётливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством социальной организации общения учителя с учащимися. Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе, содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания общества. Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффектно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине "развивающее обучение". Начиная с 60 –х гг. в педагогической науке разрабатываются различные подходы к построению развивающего обучения. Л. В. Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения. А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и другие разрабатывали основы проблемы обучения. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили систему развивающих методов обучения, В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин разработал и концепцию содержательного обобщения в обучении; И. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности – это результат, реализуемых в единстве образов и воспитывающей функции. Процесс обучения как специфический процесс познания надо рассматривать в его противоречивости – как процесс постоянного движения и развития. В связи с этим учитель должен исходить из того, что процесс познания ученика нельзя сводить к заучиванию готовых знаний, что в нём нет раз и навсегда данной прямолинейности, постоянного механического движения на пути к истине, что в нём есть большие и маленькие скачки, спада, неожиданные повороты мысли, возможные озарения. Познание образно выражаясь, соткано из противоречий. В нём сосуществуют строгое логическое рассуждение, индукция и дедукция, содержательное и формализованное. Основное противоречие является движущей силой процесса обучения потому, что оно неисчерпаемо, как неисчерпаем процесс познания. М. А. Данилов его формирует как противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений. Противоречие становится движущей силой обучения, если оно является содержательным, а разрешение противоречия – явно осознаваемой или необходимой. Условием становления противоречия в качестве движущей силой обучения является соразмеренность его с познавательным потенциалом учащихся. Также и подготовленность противоречия самим ходом учебного процесса, его логикой, чтобы учащиеся не только "схватили", "заострили" его, но и самостоятельно нашли способ решения.


Другое по теме:

О формах моделирования биологических понятий
Построение моделей как одна из сторон диалектической пары противоположностей анализ-синтез имеет много аспектов, из которых некоторый выдвигается на первый план. Особенно существенным при построении моделей является аспект отражения, понимаемого в смысле теории познания. Каждая модель хранит знания ...

Коррекционно-педагогическая работа по развитию речевого дыхания
Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюш ...

Роль и значение занятий туризма в физическом воспитании подростков 13-14 лет
Под туризмом понимаются организованные кратковременные или длительные путешествия, совершаемые для ознакомления с родным краем, историческими и культурными памятниками, новостройками и природными богатствами Беларуси, а также для расширения общего кругозора участников походов. Во время путешествии ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru