Новая педагогика » Сравнение систем начального общего образования России и Германии » Модель четырёхлетнего начального образования в РФ

Модель четырёхлетнего начального образования в РФ

Страница 2

Обучение вообще, а начальное обучение особенно, может быть эффективным, направленным на становление личности ребёнка, раскрытие его способностей только в том случае, если оно исходит из максимально точного учёта возрастных психологических особенностей детей. Непреходящая ценность каждого этапа детского развития делает неразумным ускоренное, торопливое «проскакивание» отдельных стадий этого развития, диктует необходимость воспитания новых психических качеств путём обогащения тех сторон развития, которые характерны для данной возрастной ступени.

Осуществление дифференцированного подхода к ослабленным и социально-обездоленным детям, методически грамотное их обучение позволяют учить всех психически здоровых детей в одном классе. Именно из-за нерешённости этой проблемы достаточно широкое распространение в последнее время стала получать особая форма селекционной работы – так называемые классы коррекции, в которых специально собирают неуспевающих детей с различными, не всегда правильно диагностированными трудностями в обучении.

При разработанной и правильно реализуемой службе диагностики, когда аномальные дети не попадают в общеобразовательную школу, неуспевающие школьники являются браком психолого-педагогической науки и, в конечном счёте, браком в работе учителя. Поэтому вопрос об организации специальных школьных коллективов неуспевающих учеников должен быть тщательно и глубоко исследован психологами, медиками и педагогами. От этого непосредственно зависит решение проблемы оценивания результатов обучения, воспитания и развития, а также перевода детей в следующий класс.

Мировой опыт и результаты отечественных исследований приводят к выводу о необходимости отказа от применения количественной оценки учебных достижений младших школьников на протяжении первого и части второго года обучения. В этот период целесообразно проводить качественное оценивание результатов обучения, специально направленное на формирование таких важнейших компонентов учебной деятельности, как самоконтроль и самооценка. Переход к количественному оцениванию может быть реализован лишь тогда, когда не только учитель, но и каждый ученик адекватно осознаёт, за что им получена та или иная оценка.

Одна из важных задач, стоящих перед учителем начальных классов, заключается в том, чтобы всеми психолого-педагогическими средствами способствовать формированию у младших школьников целостной учебной деятельности. Благодаря этой деятельности к концу 4 класса дети получают чёткую ориентацию в том, что окружающий мир подразделяется на живую и неживую природу и на общество, т.е. могут достаточно сознательно охарактеризовать эти части мира. Поэтому систематические курсы предметов можно вводить только в средней школе – это обеспечивает её преемственность с начальным образованием.

Этот вывод подтверждают и физиолого-гигиенические исследования. Они показывают, что с 7 до 10 лет у ребёнка формируются те мозговые функции, которые позволяют ему выдерживать значительную интеллектуальную нагрузку, т.е. к концу младшего школьного возраста создаются условия, позволяющие нагружать ребёнка значительным интеллектуальным материалом.

3. Начальное образование должно носить подлинно развивающий характер. Начальная школа в качестве замкнутого концентра этого характера не имела. Младшие школьники получали только ту небольшую степень развития, которая связана с овладением ими общекультурными чтения, письма и счёта.

Когда начальное образование становится для всех детей первой ступенью целостного среднего образования, то необходимо находить средства более интенсивного развития младших школьников. Это большая и сложная проблема, которую предстоит решить учёным и практикам. Правда, в этой области уже многое сделано (результаты научно-практических работ коллективов Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и др.). Но в силу сохраняющейся в начальной школе доминанты «предметных» задач над задачами развития детей в массовой педагогической практике результаты этих психолого-педагогических исследований до сих пор реализуются слабо и не находят пока своего должного выражения при разработке программ и УМК.

Необходимо существенное изменение приоритетов целей начального образования: на первый план вместо традиционной цели усвоения предметных знаний, умений и навыков должны выйти цели воспитания и развития личности ребёнка на основе формирования его учебной деятельности. Из этого, разумеется, не следует снижение внимания к уровню сформированности предметных знаний, умений и навыков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Полоролевые различия в нравственном развитии
Дети непохожи друг на друга. И наиболее явные различия между детьми связаны с их полом. Известно, что половые различия важны для процесса развития личности. Для мальчиков и девочек существуют различные стили поведения, игры, увлечения и т.д. Замечено, что мальчики более склонны к проявлениям агресс ...

Определение и назначение системы дополнительного образования
По мнению многих теоретиков и практиков, формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопреде ...

Психолого-педагогические основы игровых технологий
Сущность подготовки студентов к использованию игровых технологий мы рассматривали, опираясь на концепцию профессионально-педагогической подготовки, разработанную А.А. Орловым. Профессионально- педагогическая подготовка будущих учителей в рамках этой концепции понимается как процесс и результат осво ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru