Новая педагогика » Сравнение систем начального общего образования России и Германии » Модель четырёхлетнего начального образования в РФ

Модель четырёхлетнего начального образования в РФ

Страница 5

Урок нового типа требует существенного изменения структуры учебных материалов, которая должна быть менее жёсткой, не привязанной к цельному 35-45-минутному уроку. В начальной школе, особенно в первые два года, основные задачи обучения должны решаться на уроке, вне домашних занятий, которые педагогически не оправданы до тех пор, пока у учащихся не будут сформированы основные компоненты учебной деятельности. Структура урока должна быть неразрывно связана с целями и содержанием обучения, и здесь необходимо преодолеть распространённое в школе стандартное его построение. Временем урока должен свободно распоряжаться сам учитель, который вправе делить урок на части, посвящённые не обязательно одному и тому же предмету. При этом должно быть увеличено индивидуальное общение учителя с каждым ребёнком и уменьшена доля фронтальных знаний.

Особую, во многом решающую роль в повышении эффективности урока играют методы обучения, и их соответствие возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Перспективным и необходимым представляется разработка таких методов обучения, которые позволяют осуществить полноценный переход от игровой деятельности, ведущей для дошкольников, к учебной, ведущей для младших школьников. Применительно к начальной школе игру нужно рассматривать как важный метод обучения, сняв таким образом традиционное противопоставление игры и учения.

9. Обучение и воспитание детей в начальных классах не должно сказывать отрицательного воздействия на их физическое развитие и здоровье. Все виды деятельности и отдыха детей следует организовывать с учётом их возрастных морфофункциональных и психофизиологических особенностей.

Исследованиями установлено, что к 6-7 годам происходят качественные изменения в готовности детей к различным видам деятельности. Существенно расширяются функциональные возможности мозговых систем, обеспечивающих процессы восприятия и внимания, мышления, умственной работоспособности и т.д. Вместе с тем, наблюдается низкая сопротивляемость детского организма утомления.

Особенно выделяется возраст 9-10 лет, когда высокого уровня развития достигает системная организация интегративной деятельности мозга. Созревание высших корковых формаций (лобных отделов) и их связей с другими отделами мозга обеспечивает на этом этапе развития совершенствование нейрофизиологических механизмов произвольной регуляции умственной деятельности и поведения в целом. К этому возрасту сформированы механизмы адаптации к учебной деятельности, становится относительно устойчивой умственная работоспособность. Статическая нагрузка, обусловленная необходимостью длительное время сохранять рабочую позу, остаётся очень утомительной.

В силу разных индивидуальных темпов морфофункционального созревания физиологических систем дети 6-7 лет существенно различаются по своей психофизиологической готовности к обучению. Поэтому при поступлении ребёнка в школу целесообразно определять уровень его психофизиологической и физиологической зрелости.

Специфика шестилетнего возраста требует особого внимания к соблюдению установленных гигиенических нормативов: непрерывной продолжительности умственной работы, связанной со статической нагрузкой, следующими за этими паузами.

Есть основания считать, что и во 2-3 классах гигиенически оправдана такая же продолжительность урока, как в 1 классе, но допустимы и большие нагрузки. При этом уроков не должно быть более 5, два раза в неделю – не более 4.

В учебных и рекреационных помещениях необходимо обеспечить в соответствии с санитарными нормами и требованиями надлежащие условия: искусственную освещённость, воздушно-тепловой режим, регулярное проветривание и эффективную работу приточно-вытяжной вентиляции. Во всех учебных помещениях мебель по своим функциональным размерам должна обеспечить правильное, в соответствии с индивидуальным ростом, рассаживание учащихся.

10. Национальное самоопределение начального образования должно осуществляться на основе национальной культуры не только по языку преподавания, но и по его содержанию с учётом соответствующей этнокультуры и этнопсихологии коренного народа. Специфика той или иной национальной культуры может быть раскрыта детям через музыкальный и литературный фольклор, через народные игры. Вхождение ребёнка в сокровища своей национальной культуры может успешно осуществляться через такие предметы, как родной язык и литература, история и география своего края, предметы музыкально эстетического цикла.

Постижение этнокультуры возможно не только в учебной работе, но и в процесс воспитания детей вне школы. Этот процесс не может быть эффективным в отрыве от этнопсихологии своего народа, от народной нравственности ,выработанной предыдущими поколениями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Теоретические основы культуры поведения. Понятие, механизм
В общем виде механизмом можно назвать любую структуру обеспечивающую определенный конечный результат действия. Механизмы, таким образом, предстоят людям как готовые средства получения общественно значимого продукта (результата) человеческой деятельности. Одна из особенностей действия любого механиз ...

Методика преподавания математики как наука. Основные вопросы изучения
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной учебной задачи. Существуют разные точки зрения на содержание понятия «методика». Одни, признавая методику наукой педагогической, рассматр ...

Функции социального педагога, воздействующие на коррекцию поведения ребенка
Социальный педагог – это профессионально подготовленный специалист в области педагогики отношений в социуме. В семье, в сельской общине и на предприятии, в общеобразовательной школе, в больнице, приюте, детском доме, интернате для престарелых социальный педагог влияет на формирование воспитывающих, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru