Новая педагогика » Сравнение систем начального общего образования России и Германии » Модель четырёхлетнего начального образования в РФ

Модель четырёхлетнего начального образования в РФ

Страница 5

Урок нового типа требует существенного изменения структуры учебных материалов, которая должна быть менее жёсткой, не привязанной к цельному 35-45-минутному уроку. В начальной школе, особенно в первые два года, основные задачи обучения должны решаться на уроке, вне домашних занятий, которые педагогически не оправданы до тех пор, пока у учащихся не будут сформированы основные компоненты учебной деятельности. Структура урока должна быть неразрывно связана с целями и содержанием обучения, и здесь необходимо преодолеть распространённое в школе стандартное его построение. Временем урока должен свободно распоряжаться сам учитель, который вправе делить урок на части, посвящённые не обязательно одному и тому же предмету. При этом должно быть увеличено индивидуальное общение учителя с каждым ребёнком и уменьшена доля фронтальных знаний.

Особую, во многом решающую роль в повышении эффективности урока играют методы обучения, и их соответствие возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Перспективным и необходимым представляется разработка таких методов обучения, которые позволяют осуществить полноценный переход от игровой деятельности, ведущей для дошкольников, к учебной, ведущей для младших школьников. Применительно к начальной школе игру нужно рассматривать как важный метод обучения, сняв таким образом традиционное противопоставление игры и учения.

9. Обучение и воспитание детей в начальных классах не должно сказывать отрицательного воздействия на их физическое развитие и здоровье. Все виды деятельности и отдыха детей следует организовывать с учётом их возрастных морфофункциональных и психофизиологических особенностей.

Исследованиями установлено, что к 6-7 годам происходят качественные изменения в готовности детей к различным видам деятельности. Существенно расширяются функциональные возможности мозговых систем, обеспечивающих процессы восприятия и внимания, мышления, умственной работоспособности и т.д. Вместе с тем, наблюдается низкая сопротивляемость детского организма утомления.

Особенно выделяется возраст 9-10 лет, когда высокого уровня развития достигает системная организация интегративной деятельности мозга. Созревание высших корковых формаций (лобных отделов) и их связей с другими отделами мозга обеспечивает на этом этапе развития совершенствование нейрофизиологических механизмов произвольной регуляции умственной деятельности и поведения в целом. К этому возрасту сформированы механизмы адаптации к учебной деятельности, становится относительно устойчивой умственная работоспособность. Статическая нагрузка, обусловленная необходимостью длительное время сохранять рабочую позу, остаётся очень утомительной.

В силу разных индивидуальных темпов морфофункционального созревания физиологических систем дети 6-7 лет существенно различаются по своей психофизиологической готовности к обучению. Поэтому при поступлении ребёнка в школу целесообразно определять уровень его психофизиологической и физиологической зрелости.

Специфика шестилетнего возраста требует особого внимания к соблюдению установленных гигиенических нормативов: непрерывной продолжительности умственной работы, связанной со статической нагрузкой, следующими за этими паузами.

Есть основания считать, что и во 2-3 классах гигиенически оправдана такая же продолжительность урока, как в 1 классе, но допустимы и большие нагрузки. При этом уроков не должно быть более 5, два раза в неделю – не более 4.

В учебных и рекреационных помещениях необходимо обеспечить в соответствии с санитарными нормами и требованиями надлежащие условия: искусственную освещённость, воздушно-тепловой режим, регулярное проветривание и эффективную работу приточно-вытяжной вентиляции. Во всех учебных помещениях мебель по своим функциональным размерам должна обеспечить правильное, в соответствии с индивидуальным ростом, рассаживание учащихся.

10. Национальное самоопределение начального образования должно осуществляться на основе национальной культуры не только по языку преподавания, но и по его содержанию с учётом соответствующей этнокультуры и этнопсихологии коренного народа. Специфика той или иной национальной культуры может быть раскрыта детям через музыкальный и литературный фольклор, через народные игры. Вхождение ребёнка в сокровища своей национальной культуры может успешно осуществляться через такие предметы, как родной язык и литература, история и география своего края, предметы музыкально эстетического цикла.

Постижение этнокультуры возможно не только в учебной работе, но и в процесс воспитания детей вне школы. Этот процесс не может быть эффективным в отрыве от этнопсихологии своего народа, от народной нравственности ,выработанной предыдущими поколениями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Роль ИЗО-деятельности в развитии детей
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отече ...

Формированпие экологической этики в современной теории социума
Термин «этика окружающей среды» – фактически целая область, - феномен, возникший недавно, действительно ставший актуальным только последние несколько десятилетий, хотя многие конкретные опасения или философские нити, касательно этих проблем, разрабатывались в течение различных столетий. Этика окруж ...

Обучение рисованию детей дошкольного возраста
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач: · во-первых, необ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru