С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы развитие речи младших школьников, было проведено исследование.
Экспериментальная работа проводилась на базе 2 классов МОУ Погорельской общеобразовательной школы. Экспериментальная работа проводилась на базе экспериментального и контрольного классов. Эксперимент включал в себя 3 этапа:
а) констатирующий;б) формирующий;в) контрольный.
Контрольным классом являлся 2 «Б» класс. В эксперименте принимало участие 15 человек. Как показали наблюдения и анализ школьной документации, по уровню успеваемости все ученики различаются между собой, но неуспевающих учеников в классе нет. Опрос учащихся показал, что характер общего эмоционального климата в классе бодрый, жизнерадостный. К предмету русский язык отношение у большинства школьников положительное.
Экспериментальным классом являлся 2 «А» класс. В эксперименте принимало участие 15 человек. Как показали наблюдения и анализ школьной документации, неуспевающих учеников в классе нет, но уровень успеваемости различный. Опрос учащихся выявил, что характер эмоционального климата в классе бодрый. Отношение к предмету русский язык у большинства учащихся положительное.
Задачей констатирующего этапа исследования было выявить эффективные условия для развития речевых умений у младших школьников, при работе над сочинениями-описаниями на уроках развития речи.
На данном этапе исследования был проведён урок развития речи: сочинение «Моя любимая игрушка» во 2 «А» и «Б» классах школы. Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих речевых умений:
- умение строить описание (последовательно и связно описывать);
- умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;
- умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения;
- умение использовать прилагательные в описательном тексте.
Методика проведения урока была взята из книги Галины Сергеевны Щёголевой «Уроки развития связной речи в начальной школе» (см. Приложение 1). Анализ результатов.
Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:
«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);
«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);
«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);
Общее количество всех работ (30) было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу 1:
Таблица 1
Результаты констатирующего эксперимента
Возрастные группы |
Умения |
Умение строить описание |
Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении |
Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения |
Умение использовать прилагательные в описательном тексте |
Уровни развития умений | |||||
Экспериментальный класс 2 «А» |
Высокий |
59% |
53% |
53% |
42% |
Средний |
35% |
35% |
29% |
23% | |
Низкий |
6% |
12% |
18% |
35% | |
Контрольный класс 2 «Б» |
Высокий |
55% |
50% |
45% |
36% |
Средний |
35% |
35% |
27% |
18% | |
Низкий |
10% |
15% |
28% |
46% |
Другое по теме:
Диагностика воспитанности, как условие эффективности воспитательного
процесса
Воспитание – процесс противоречивый и длительный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют нередко отдаленный характер, и учитывать их трудно. Оно начинается задолго до школы и продолжается в процессе трудовой жизни. С определенного возраста воспитание сочета ...
Методика
работы с наглядностями на уроках истории
Рассмотрим некоторые из видов средств наглядных пособий, предусмотренных выше изложенной классификацией. Знаток мелового рисунка B.C. Мурзаев был преподавателем истории и рисования. В своей книге «Рисунки на классной доске в преподавании истории», ставшей библиографической редкостью, он писал: «В э ...
Начало обучения в Германии
Начальная школа – первая обязательная школа Германии, она состоит из 1-4 классов, 1-6 классов в Берлине и Бранденбурге. Все дети Германии посещают начальную школу как часть их обязательного образования, при условии, что они в состоянии обучаться в этих классах, соответствуя требуемым стандартам. По ...