Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Страница 10

Задание третьего вида было связано с определением структурно-предметного содержания произведения. Учащиеся затруднились найти в тексте опорные слова, помогающие воссоздать структуру текста (Н). Большинство детей правильно решили нарисовать иллюстрацию к стихотворению – образ утеса и тучки (С). При нахождении в тексте строки – содержания, дети испытывали затруднения (Н). Это говорит о том, что учащиеся не могут полностью понять, вникнуть в суть стихотворения.

При выполнении четвертого задания, учащиеся обоих классов показали средний уровень владения средствами речевой выразительности.

Выявленный констатирующий уровень показывает нам, что можно провести целенаправленную работу по углублению эстетического восприятия художественных произведений, входящих в круг детского чтения, научить видеть красоту морального облика героев (пейзажей) и богатство языка поэта.

Мы предлагаем провести систему уроков по восприятию поэтических произведений, разработанную К.П.Шестипаловой [ ], а также применить опыт учителей начальной школы.

Направления практической работы по формированию умений воспринимать и понимать художественный текст младшими школьниками на уроках чтения:

- замечать и распознавать художественные средства выразительности;

- видеть компоненты произведения (образ, поступок);

- видеть образное изображение природы (пейзажа);

- видеть позицию автора и определять свою позицию;

- правильно использовать средства речевой выразительности.

Работа по вышеперечисленным направлениям проводилась на уроках чтения и на внеклассных занятиях. Выбранный нами жанр произведения –лирическое стихотворение. Мы уверены, что именно изучение лирического стихотворения позволяет школьникам наиболее полнее и глубже понять суть произведения.

Особое место в работе по восприятию пейзажной лирики надо отводить экскурсиям. Дети наблюдают хрустальный день осени, ее очарование, березу в бахроме, лес под шапкой зимы, даже порошу следует показать в природе. На экскурсиях дети как бы впервые открывают для себя картины природы, хотя видят их не в первый раз. Встречи с природой будят эмоции, чувства. Глядя на красоту в природе, ученики невольно начинают следить за красотой своей речи, подбирать точные, яркие слова. Во время таких наблюдений у них рождается свой образ, свое нестроение от увиденного в природе, которые они потом сравнивают с художественным, созданным поэтом, его настроением.

После таких экскурсий мы использовали в начале урока беседу с опорой на личные наблюдения и опыт детей, элементы рассказа.

Важным элементом в подготовке детей к восприятию произведений имеет рассказ учителя о писателе. В учебнике нет статей ни о писателях, ни об их произведениях, но есть иллюстрации, которыми можно воспользоваться на уроке. Поэтому слово учителя должно быть в той или иной степени соотнесено с иллюстративным материалом.

При знакомстве с новыми стихотворениями А.С.Пушкина мы включили "Слово учителя". В третьем классе учащиеся читают басни И.А.Крылова. Чтению басен предшествовал рассказ учителя.

На этапе подготовки к восприятию стихотворений нам в практике помогли такие виды искусства как музыка и живопись.

Репродукции картин осенних пейзажей мы использовали при чтении стихотворения Ф.И.Тютчева "Листья". Сообщаем, что сегодня продолжаем чтение стихотворений, написанных Тютчевым. Но речь пойдет об осени, о приметах этого времени года. Дети будут учиться находить те слова и выражения, которые помогают поэту передать красоту этого времени года.

Далее проводим подготовку к восприятию нового произведения, с целью настроить детей на работу, создать эмоциональный настрой. Предлагаем посмотреть на те репродукции, которые мы принесли. Одинаковы ли на них пейзажи? Чем они отличаются? Какая на них изображена осень? По каким приметам можно догадаться?

Читаем стихотворение и предлагаем определить, какая репродукция подходит больше других к его содержанию.

В восприятии стихотворения А.А.Фета "Мама! Глянь-ка из окошка" использовалась репродукция картины А. Пластова "Первый снег".

В беседе сообщаем, что уже с детьми говорили о весне и лете, причем о поздней осени, когда уже дуют "буйные ветра", срывающие последние листочки с деревьев. А что бывает потом? (Вешаем репродукцию картины "Первый снег"). Предлагаем рассмотреть картину. Что вы видите? Как падают снежинки? Что происходит с землей? Домами? Деревьями? Что можно сказать о чувствах детей? Как вы догадались? Предлагаем детям вспомнить свои ощущения, когда они видели первый снег после мокрой, грязной осени.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Другое по теме:

Роль и место темы "Многоугольники" в школьном курсе геометрии
В курсе геометрии VII-IX классов систематически изучаются геометрические фигуры на плоскости, причем большое внимание уделяется многоугольникам, изучению их свойств, рассмотрению величин, характеризующих плоский многоугольник. В решении задач на многоугольники находят применение различные методы. С ...

Методические особенности изучения раздела «Алгоритм и исполнители»
Прежде всего необходимо сказать, что общеобразовательный стандарт по информатике является нормативным документом, определяющим требования: · к месту базового курса информатики в учебном плане школы; · к содержанию базового курса информатики в виде обязательного минимума содержания образовательной о ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru