Исследование выдвинутой гипотезы проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка» г. Канска Красноярского края.
Адрес: 663600 Красноярский край, г. Канск, ул. Калинина, 37.
Заведующая: Цыганова Валентина Валентиновна.
В МБДОУ №10 «Алёнушка» функционирует 11 групп:
– ясельная – 1 группа,
– общеразвивающие – 8 групп,
– логопедических – 2 группы.
Направления работы ДОУ схематически показаны в Приложении 4.
В логопедические группы зачисляются дети по результатам обследования ПМПК. Учитель-логопед: Людмила Михайловна Мазина.
Основополагающим этапом коррекционной работы является всестороннее комплексное обследование детей. Это позволяет вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту.
Речевая карта является обязательным документом логопеда. В ней представляются выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся детские ответы в качестве иллюстраций к выводам специалиста. Система коррекционной работы с детьми с ринолалией, проводимая в МБДОУ №10 «Алёнушка» показана в Приложении 5.
В процессе данной исследовательской работы нами было проведено обследование одного ребенка.
Имя: Илья К.
Возраст ребенка: 3,5 года.
Логопедическое заключение: открытая механическая ринолалия. ОНР 3 уровня.
Обследование ребенка начинается с установления с ним контакта во время беседы на близкую ребенку тему. В процессе беседы ребенку задаются доступные вопросы, чтобы услышать его самостоятельную речь. Установив контакт, переходят к изучению его голосовых возможностей. Методика подобного обследования широко представлена в логопедической литературе.
Результаты обследования:
1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата:
– полная расщелина мягкого и твёрдого нёба;
– открытый передний прикус (прогения);
– недокомплектность зубов;
– малоподвижная (оперированная) верхняя губа;
– носо-ротовое, поверхностное дыхание.
2. Звукопроизношение:
– голос с резким носовым резонансом;
– дефектное произношение всех согласных звуков.
3. Фонематический слух грубо нарушен.
После обследования других компонентов речи, нами подтверждено логопедическое заключение.
Обследование голоса включает обследование тембра, силы, высоты, громкости и модуляции голоса, и состоит из следующих этапов.
На первом этапе проводится обследование тембра голоса. Тембр – это наиболее сложная индивидуальная характеристика голоса. Изучение тембра начинается с первых слов при знакомстве с ребёнком и продолжается на протяжении всего исследования. На данном этапе исследуются:
1) Наличие и степень гиперназализации:
Оценивается при произнесении слов с закрытым и со свободным носом: «бот быт букет бита берет»; «боты быть бурт бить бейте» и фразы: «были у бабы бобы».
При этом выраженность носового оттенка голоса при звукопроизношении оценивается по следующим критериям: слабовыраженный; средне выраженный; сильно выраженный.
2) Наличие назальной эмиссии: отсутствует / беззвучная / слышимая.
Оценивается при произнесении слов с закрытым и со свободным носом: «пепел папа попей попал пупы»; «бабы бобы буба би-би баю-бай» и фразы: «у попа папа поп».
Для оценки степени эмиссии при проведении теста к ноздрям ребёнка подносят зеркало или бумажный пропеллер. Степень эмиссии определяется по площади запотевания зеркала или по воздушному потоку из носа, приводящего в движение бумажный пропеллер.
На втором этапе проводится обследование силы и высоты голоса и возможности его модуляции, а так же звонкость и звучность голоса. Выявляются такие качества как:
а) Наличие охриплости или осиплости голоса.
Охриплость – скрипучий, грубый голос, отличающийся от нормального в сторону понижения.
Другое по теме:
Влияние ИЗО-искусства на развитие творческих способностей
Средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, сопереживание при восприятии художественных образов. В процессе изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие кот ...
Значение изобразительной деятельности в коррекционной работе с
детьми с ЗПР
Коррекционная работа посредством изодеятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциона ...
Иноязычный текст как объект понимания
В методике обучения иностранным языкам текст рассматривается как средство обучения, относясь к такой его разновидности, как учебные материалы. С этой точки зрения текст, будучи продуктом речи, есть любая последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением. Т ...