Новая педагогика » Особенности коррекционно-логопедической работы над голосом у детей с ринолалией » Организация коррекционно-логопедических мероприятий

Организация коррекционно-логопедических мероприятий

Страница 1

Исследование выдвинутой гипотезы проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка» г. Канска Красноярского края.

Адрес: 663600 Красноярский край, г. Канск, ул. Калинина, 37.

Заведующая: Цыганова Валентина Валентиновна.

В МБДОУ №10 «Алёнушка» функционирует 11 групп:

– ясельная – 1 группа,

– общеразвивающие – 8 групп,

– логопедических – 2 группы.

Направления работы ДОУ схематически показаны в Приложении 4.

В логопедические группы зачисляются дети по результатам обследования ПМПК. Учитель-логопед: Людмила Михайловна Мазина.

Основополагающим этапом коррекционной работы является всестороннее комплексное обследование детей. Это позволяет вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту.

Речевая карта является обязательным документом логопеда. В ней представляются выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся детские ответы в качестве иллюстраций к выводам специалиста. Система коррекционной работы с детьми с ринолалией, проводимая в МБДОУ №10 «Алёнушка» показана в Приложении 5.

В процессе данной исследовательской работы нами было проведено обследование одного ребенка.

Имя: Илья К.

Возраст ребенка: 3,5 года.

Логопедическое заключение: открытая механическая ринолалия. ОНР 3 уровня.

Обследование ребенка начинается с установления с ним контакта во время беседы на близкую ребенку тему. В процессе беседы ребенку задаются доступные вопросы, чтобы услышать его самостоятельную речь. Установив контакт, переходят к изучению его голосовых возможностей. Методика подобного обследования широко представлена в логопедической литературе.

Результаты обследования:

1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

– полная расщелина мягкого и твёрдого нёба;

– открытый передний прикус (прогения);

– недокомплектность зубов;

– малоподвижная (оперированная) верхняя губа;

– носо-ротовое, поверхностное дыхание.

2. Звукопроизношение:

– голос с резким носовым резонансом;

– дефектное произношение всех согласных звуков.

3. Фонематический слух грубо нарушен.

После обследования других компонентов речи, нами подтверждено логопедическое заключение.

Обследование голоса включает обследование тембра, силы, высоты, громкости и модуляции голоса, и состоит из следующих этапов.

На первом этапе проводится обследование тембра голоса. Тембр – это наиболее сложная индивидуальная характеристика голоса. Изучение тембра начинается с первых слов при знакомстве с ребёнком и продолжается на протяжении всего исследования. На данном этапе исследуются:

1) Наличие и степень гиперназализации:

Оценивается при произнесении слов с закрытым и со свободным носом: «бот быт букет бита берет»; «боты быть бурт бить бейте» и фразы: «были у бабы бобы».

При этом выраженность носового оттенка голоса при звукопроизношении оценивается по следующим критериям: слабовыраженный; средне выраженный; сильно выраженный.

2) Наличие назальной эмиссии: отсутствует / беззвучная / слышимая.

Оценивается при произнесении слов с закрытым и со свободным носом: «пепел папа попей попал пупы»; «бабы бобы буба би-би баю-бай» и фразы: «у попа папа поп».

Для оценки степени эмиссии при проведении теста к ноздрям ребёнка подносят зеркало или бумажный пропеллер. Степень эмиссии определяется по площади запотевания зеркала или по воздушному потоку из носа, приводящего в движение бумажный пропеллер.

На втором этапе проводится обследование силы и высоты голоса и возможности его модуляции, а так же звонкость и звучность голоса. Выявляются такие качества как:

а) Наличие охриплости или осиплости голоса.

Охриплость – скрипучий, грубый голос, отличающийся от нормального в сторону понижения.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Причины стойких нарушений письма и условия их компенсации
Е.А. Яструбинская пишет, что в основе возникновения стойких "нелепых", часто повторяющихся ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины. Причины стойких нарушений письма и чтения: 1) Социально-экономического характера: А) слабая готовность ребенка к школ ...

История становления классного руководства в российской школе
До 1917 в средних учебных заведениях функции классного руководителя в мужских гимназиях выполняли классные наставники, в женских — классные дамы (осуществлявшие главным образом надзор за поведением учащихся). После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей ст ...

Использование игр при обучении иностранному языку
Применение игры для развития навыков иноязычной речи – еще недостаточно изученная область педагогики. Не всякая игра (пусть самая живая и интересная) подходит для этой цели. Поэтому выбор нужной игры – одна из первых задач преподавателя иностранного языка. Этот выбор должен проводиться с учетом цел ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru