Новая педагогика » Особенности коррекционно-логопедической работы над голосом у детей с ринолалией » Организация коррекционно-логопедических мероприятий

Организация коррекционно-логопедических мероприятий

Страница 1

Исследование выдвинутой гипотезы проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка» г. Канска Красноярского края.

Адрес: 663600 Красноярский край, г. Канск, ул. Калинина, 37.

Заведующая: Цыганова Валентина Валентиновна.

В МБДОУ №10 «Алёнушка» функционирует 11 групп:

– ясельная – 1 группа,

– общеразвивающие – 8 групп,

– логопедических – 2 группы.

Направления работы ДОУ схематически показаны в Приложении 4.

В логопедические группы зачисляются дети по результатам обследования ПМПК. Учитель-логопед: Людмила Михайловна Мазина.

Основополагающим этапом коррекционной работы является всестороннее комплексное обследование детей. Это позволяет вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту.

Речевая карта является обязательным документом логопеда. В ней представляются выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся детские ответы в качестве иллюстраций к выводам специалиста. Система коррекционной работы с детьми с ринолалией, проводимая в МБДОУ №10 «Алёнушка» показана в Приложении 5.

В процессе данной исследовательской работы нами было проведено обследование одного ребенка.

Имя: Илья К.

Возраст ребенка: 3,5 года.

Логопедическое заключение: открытая механическая ринолалия. ОНР 3 уровня.

Обследование ребенка начинается с установления с ним контакта во время беседы на близкую ребенку тему. В процессе беседы ребенку задаются доступные вопросы, чтобы услышать его самостоятельную речь. Установив контакт, переходят к изучению его голосовых возможностей. Методика подобного обследования широко представлена в логопедической литературе.

Результаты обследования:

1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

– полная расщелина мягкого и твёрдого нёба;

– открытый передний прикус (прогения);

– недокомплектность зубов;

– малоподвижная (оперированная) верхняя губа;

– носо-ротовое, поверхностное дыхание.

2. Звукопроизношение:

– голос с резким носовым резонансом;

– дефектное произношение всех согласных звуков.

3. Фонематический слух грубо нарушен.

После обследования других компонентов речи, нами подтверждено логопедическое заключение.

Обследование голоса включает обследование тембра, силы, высоты, громкости и модуляции голоса, и состоит из следующих этапов.

На первом этапе проводится обследование тембра голоса. Тембр – это наиболее сложная индивидуальная характеристика голоса. Изучение тембра начинается с первых слов при знакомстве с ребёнком и продолжается на протяжении всего исследования. На данном этапе исследуются:

1) Наличие и степень гиперназализации:

Оценивается при произнесении слов с закрытым и со свободным носом: «бот быт букет бита берет»; «боты быть бурт бить бейте» и фразы: «были у бабы бобы».

При этом выраженность носового оттенка голоса при звукопроизношении оценивается по следующим критериям: слабовыраженный; средне выраженный; сильно выраженный.

2) Наличие назальной эмиссии: отсутствует / беззвучная / слышимая.

Оценивается при произнесении слов с закрытым и со свободным носом: «пепел папа попей попал пупы»; «бабы бобы буба би-би баю-бай» и фразы: «у попа папа поп».

Для оценки степени эмиссии при проведении теста к ноздрям ребёнка подносят зеркало или бумажный пропеллер. Степень эмиссии определяется по площади запотевания зеркала или по воздушному потоку из носа, приводящего в движение бумажный пропеллер.

На втором этапе проводится обследование силы и высоты голоса и возможности его модуляции, а так же звонкость и звучность голоса. Выявляются такие качества как:

а) Наличие охриплости или осиплости голоса.

Охриплость – скрипучий, грубый голос, отличающийся от нормального в сторону понижения.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Психодиагностика школьной зрелости
Определение психических возможностей ребенка помогает учителю и психологу решать ряд задач, связанных с началом обучения в школе. Во-первых, это задача определения наиболее благоприятного срока поступления ребенка в школу. Во-вторых, это задача проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, о ...

Развитие речи у детей
Во второй половине первого года у нормально развивающегося ребёнка обычно появляется лепет, к 9-10 месяцам он активизируется, обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на готовое обращение взрослого. Отсутствие или бедность лепета у ребёнка настораживают, так как это м ...

Физическое воспитание дошкольников в США
За рубежом проведено множество исследований, результаты которых свидетельствуют о незаменимом вкладе целенаправленного физического воспитания в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Результаты медицинских исследований, в свою очередь, свидетельств ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru