Исследование выдвинутой гипотезы проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка» г. Канска Красноярского края.
Адрес: 663600 Красноярский край, г. Канск, ул. Калинина, 37.
Заведующая: Цыганова Валентина Валентиновна.
В МБДОУ №10 «Алёнушка» функционирует 11 групп:
– ясельная – 1 группа,
– общеразвивающие – 8 групп,
– логопедических – 2 группы.
Направления работы ДОУ схематически показаны в Приложении 4.
В логопедические группы зачисляются дети по результатам обследования ПМПК. Учитель-логопед: Людмила Михайловна Мазина.
Основополагающим этапом коррекционной работы является всестороннее комплексное обследование детей. Это позволяет вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту.
Речевая карта является обязательным документом логопеда. В ней представляются выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся детские ответы в качестве иллюстраций к выводам специалиста. Система коррекционной работы с детьми с ринолалией, проводимая в МБДОУ №10 «Алёнушка» показана в Приложении 5.
В процессе данной исследовательской работы нами было проведено обследование одного ребенка.
Имя: Илья К.
Возраст ребенка: 3,5 года.
Логопедическое заключение: открытая механическая ринолалия. ОНР 3 уровня.
Обследование ребенка начинается с установления с ним контакта во время беседы на близкую ребенку тему. В процессе беседы ребенку задаются доступные вопросы, чтобы услышать его самостоятельную речь. Установив контакт, переходят к изучению его голосовых возможностей. Методика подобного обследования широко представлена в логопедической литературе.
Результаты обследования:
1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата:
– полная расщелина мягкого и твёрдого нёба;
– открытый передний прикус (прогения);
– недокомплектность зубов;
– малоподвижная (оперированная) верхняя губа;
– носо-ротовое, поверхностное дыхание.
2. Звукопроизношение:
– голос с резким носовым резонансом;
– дефектное произношение всех согласных звуков.
3. Фонематический слух грубо нарушен.
После обследования других компонентов речи, нами подтверждено логопедическое заключение.
Обследование голоса включает обследование тембра, силы, высоты, громкости и модуляции голоса, и состоит из следующих этапов.
На первом этапе проводится обследование тембра голоса. Тембр – это наиболее сложная индивидуальная характеристика голоса. Изучение тембра начинается с первых слов при знакомстве с ребёнком и продолжается на протяжении всего исследования. На данном этапе исследуются:
1) Наличие и степень гиперназализации:
Оценивается при произнесении слов с закрытым и со свободным носом: «бот быт букет бита берет»; «боты быть бурт бить бейте» и фразы: «были у бабы бобы».
При этом выраженность носового оттенка голоса при звукопроизношении оценивается по следующим критериям: слабовыраженный; средне выраженный; сильно выраженный.
2) Наличие назальной эмиссии: отсутствует / беззвучная / слышимая.
Оценивается при произнесении слов с закрытым и со свободным носом: «пепел папа попей попал пупы»; «бабы бобы буба би-би баю-бай» и фразы: «у попа папа поп».
Для оценки степени эмиссии при проведении теста к ноздрям ребёнка подносят зеркало или бумажный пропеллер. Степень эмиссии определяется по площади запотевания зеркала или по воздушному потоку из носа, приводящего в движение бумажный пропеллер.
На втором этапе проводится обследование силы и высоты голоса и возможности его модуляции, а так же звонкость и звучность голоса. Выявляются такие качества как:
а) Наличие охриплости или осиплости голоса.
Охриплость – скрипучий, грубый голос, отличающийся от нормального в сторону понижения.
Другое по теме:
Набор приемов организации рефлексивного пространства в анализируемых медиа
– проектах
В общем, построение рефлексии можно проводить по следующей схеме: 1. Разработка сценария рефлексивного интервью 2. Проведение инструктажа для того, кто будет его проводить. 3. Непосредственное проведение рефлексии, не исключено, что первые опыты по ее проведения проводятся совместно – тем, кто разр ...
Взаимосвязь дидактических принципов обучения
Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы. Так, принцип научности сам по себе не вызывает сомнений. Чем выше уровень обучения, тем лучше, успешнее, результатив ...
Вспомогательные приёмы, используемые на уроках для
развития внимания
Высокая эффективность обучения достигается в том случае, если организовать это обучение в интеграции с другими видами деятельности, такими как рисование, лепка, аппликации, танцы, музыка, что способствует формированию всесторонней личности школьника. Использование песен на уроке повышает интерес к ...