Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте.

Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте.

Страница 4

Сопереживанию ребенок учится через механизм подражания. Подражание осуществляется через копирование поведения и чувств.

В.С.Мухина считает, что подражание действиям сопереживания, которые проявляют взрослые по отношению друг к другу, к детям, животным, приводит ребенка к тому, что он научается проявлять всю внешнюю атрибутику сопереживания и действительно способен испытывать короткие приливы состояния сопереживания к другим. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся им на персонажей сказок, рассказов, стихов. Наиболее яркое сопереживание проявляется, когда речь идет о персонаже, который попал в беду. Особое сочувствие у ребенка вызывают положительные герои. По мнению В.С.Мухиной, чувства, испытываемые ребенком при слушании литературных произведений, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий.

Таким образом, развитая эмоциональная сфера является основой для полноценного восприятия и понимания литературного произведения и его воспитательного значения. Надо стремиться пробудить у детей элементарное эстетическое восприятие художественных произведений, входящих в круг детского чтения, научить видеть красоту морального облика героев и богатство языка поэта или писателя.

Наряду с творческой и эмоционально волевой активностью читателей в структуру непосредственного восприятия художественного произведения входит анализ текста. О.И.Никифорова предлагает называть его образным и отличать его от анализа идейного содержания и формы произведений.

Автор отмечает, что образный анализ является многослойным: первый слой – анализ образных предложений, второй – анализ крупных элементов художественного текста, третий – анализ приемов изображения литературных персонажей.

Что касается понимания идейного содержания художественного произведения, то О.И.Никифорова считает этот вопрос неясным. Благодаря своим исследованиям, автор выявила, что когда произведение не имеет для читателя личностного смысла, он не может активно и с интересом стремиться определить его идею, а для того, чтобы идея произведения оказала на читателя глубокое воздействие, необходимо, чтобы он в ней нашел личностный смысл для себя, связал ее с тем, что его взволновало в произведении".

И.А.Тарасова отмечает, что правильно организованный анализ должен обязательно включать и синтез, при этом не только завершаться синтезом, но и вестись с позиций синтеза, с позиций функциональной значимости каждого элемента художественного текста.

Рассматривая особенности анализа произведения, автор рассуждает и о таком явлении, как интерпретация и ее отличие от анализа. Если анализ ориентирован на извлечение смысла, заложенного в текст автором (объективного смысла произведения), то интерпретация – на "присвоение смысла текста себе, т.е. субъективного смысла. Интерпретация, в отличие от анализа, опирается на личностное знание читателя, его личностный смысл. Поэтому анализ не предусматривает множественности точек зрения, а интерпретация предусматривает.

Психолингвистический аспект рождения смысла произведения изложен А.А.Залевской. Автор предлагает спиралевидную модель понимания текста, которая иллюстрирует положение о включенности слова во внутренний и внешний контекст. В тексте от слова – графемы раскручиваются две спирали: одна в проекцию текста (эту проекцию и учитывает комплексный, целостный анализ произведения), а другая – в глубь предшествующего опыта индивида, его образа мира. Эту проекцию анализ не учитывает, но ее должна учитывать интерпретация. Личностный смысл рождается на пересечении этих проекций. Поэтому, говоря об интерпретации, нужно учитывать не только внешний контекст слова, но и его внутренний контекст (индивидуальный для каждого читателя) – активную деятельность сознания по порождению смысла.

Известный психолог А.А.Смирнов выделяет несколько ступеней понимания, среди которых "предвосхищение, предварение понимания" (с этой ступенью соотносится этап актуализации знаний или подготовки первичного восприятия), "зарождение понимания, смутное понимание", "понимание переживаемое, но не выражаемое словами" (отсюда значимость эмоционального восприятия), "понимание переживаемое, но не выражаемое словами", "вербализованное понимание", "освобождение от скованности словесной формулировки" (формулировка главной идеи произведения).

В психолингвистической литературе встречается разграничение понимания и интерпретации как разных стадий речемыслительного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в
XIX век привнёс в школьное историческое образование перемены. Всю школьную систему и содержание образования в этом столетии можно условно разделить на 4 периода. 1-й – с начала XIX в. до 1817 г. – период либеральных реформ; 2-й – с 1817 г. по сер. 1850 гг. – период реакции; 3-й-с сер. 1850-х до сер ...

Методы и приемы обучения пониманию текста
Чтобы научить детей понимать текст, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров. ...

Работа с текстом в современной начальной школе
Организацию работы по осмыслению литературного произведения М.С. Васильева, М.И Оморокова, Н.Н. Светловская представили в схеме, в основу которой положены законы восприятия произведения, психологические особенности его понимания детьми с учетом целей и средств обучения. Таблица 1. Осмысление учащим ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru