Педагогика и воспитание » Особенности современного обучения в образовательно-воспитательной системе общества » Обучение как специфический способ получения образования

Обучение как специфический способ получения образования

Страница 1

Всё, что мы знаем – ограниченно

Чего мы не знаем – бесконечно.

Г. Лаплас.

Прошло более 300 лет со времени написания Я. А. Коменским "Великой дидактики", а теория обучения (именно так в наши дни зовётся дидактика) до сих пор не обрела стройности и чёткости определений и понятий. Профессор Дж. О`Коннор утверждал, что теория обучения представляет собой не более чем вежливую формулу, прикрывающую спекулятивный характер её положений. То же самое, но в более вежливой форме позднее констатировал И. Я. Лернер: "Главное состоит в том, что до сих пор дидактика. . . не представляет целостной системы знаний, то есть каждый блок (или единица) дидактических занятий не выводится из предыдущего и не определяет последующее". Если отнестись с доверием к высказываниям многих науковедов и специалистов по теории познания, утверждающих, что основной движущей силой развития наук являются запросы практики, то следует признать существование удивительного феномена "застоя" более трёх веков одна из самых многочисленных практик (а практика обучения именно таковой и является) порождает множество проблем и, тем не менее продолжает существовать. Современная отечественная педагогика не имеет устоявшейся терминологии, допускает произвольное толкование её предмета, собственных законов, категорий, основных понятий. В наличии множество синонимов, противоречий, неточностей, отсутствие специальных терминов при явной реальности понятий, перегрузка иноязычными терминами. Все это свидетельствует о продолжающемся (хотя и недопустимо затянувшимся) процессе становления дидактики как науки. Обучение как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средство педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности и поведения учащихся. Схематически процесс обучения как целостную систему можно представить следующим образом:

Системообразующие понятием процесса обучения, как системы, выступают цель обучения, деятельность учителя (Преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и др. ), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся. Связь средств обучения, как переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами, зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое общим единство и целостность, подчиненные целям воспитания. Все практико – ориентированные исследовательские грани теории обучения вращаются вокруг следующих понятий:

принципы обучения;

методы обучения;

формы учебных понятий;

структура урока;

средства обучения;

методы контроля знаний.

Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования.

Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развития личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение имеет и специфические качественные отличия. Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребёнка реальной действительности обучение есть ни что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Итак, обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идёт от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Формирование основ нравственной культуры личности
Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морал ...

Функции и движущие силы процесса обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обуславливают функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. При этом образовательная функция связана ...

Структура непрерывного образования
В структуре непрерывного образования можно выделить две подсистемы: основное и дополнительное образование. В свою очередь, основное и дополнительное образование может быть общим и профессиональным. Следовательно, получается четыре подсистемы образования: основное общее, основное профессиональное, д ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru