Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте.

Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте.

Страница 3

К состояниям, обусловливающим активность восприятия художественного текста, по мнению В.И.Малининой, следует отнести:

1) Фоновое эмоционально-волевое состояние, читательский преднастрой. Учителя-словесники установили значимость этого состояния, показав, что доказательством методического мастерства руководителя чтением является умение организовать эмоциональный резонанс.

2) Состояние ориентировочной активности, к которому читателя приводит восприятие различных слов и структурных образований произведения (У О.И. Никифоровой речь шла о включателях эмоционально-волевой активности, о системе ориентировки в образном ядре произведения).

3) Коммуникативная активность читателя по отношению к героям и автору произведения и полное погружение в воображаемую ситуацию. Что касается отношения к автору Т.Х.Невструева отмечает, что авторитет автора оказывает существенное влияние на процесс оценки и восприятия художественных текстов.

4) Рефлексивные вспышки остроощущаемого наслаждения: смех читателя; слезы восторга в процессе чтения лирического произведения; открытие ценностей содержания и формы произведения соответственно смыслообразующим мотивам читателя.

5) Реверберация образов воссоздающего воображения, оставивших сильное впечатление, отразивших содержание на интуитивном уровне, а затем как бы прорывающихся в сознании.

Все перечисленные моменты относятся к восприятию любого художественного произведения. Но следует помнить, что объективно поэзия является одним из самых сложных и специфичных видов искусства, а потому требует определенных личностных предрасположений и социально-психологических условий для развития интереса к ней. По мнению ряда специалистов, выраженный интерес к поэзии связан с некоторыми личностными особенностями и условиями микросреды. Поэтому развитие интереса к ней у более широкой аудитории требует специальных форм художественного воспитания, сходных с так называемым "тренингом социальной сенситивности". Воспитывать интерес к поэзии - это значит одновременно развивать ряд ценнейших качеств личности, таких как эмоциональная тонкость, способность к сопереживанию, сочувствию, пониманию других людей, богатство воображения.

В целом процесс развития восприятия в онтогенезе осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям: становление системы моторных (двигательных) компонентов перцепции и усвоение, отбор системы сенсорных эталонов.

Н.П.Ансимова отмечает, что восприятие младшего школьника малодифференцированна, ему свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа.

Младшие школьники часто выделяют мелкие, случайные детали. Высокая эмоциональность, яркость восприятия часто приводят к тому, что дети хуже воспринимают схематические и символические изображения, нежели наглядные. Это относится к восприятию младших школьников в целом.

Что же касается восприятия художественного произведения учащимися начальных классов, то следует отметить, что им присущ первый вид отношения к литературе – наивно-реалистическое восприятие.

Наивный реализм характеризуется непониманием того, что произведение искусства кем-то и для чего-то создано, недостаточным вниманием к художественной форме произведения, а иногда и полным его отсутствием.

"Наивные реалисты – по словам М.С.Соловейчик, - воспринимают лишь событийную, сюжетную канву произведения, не улавливая глубинного смысла, ради которого создавалось литературное творение".У таких читателей под влиянием того или иного произведения появляется стремление воспроизвести в игре или в жизненных обстоятельствах конкретные поступки героев, которые им понравились, и избегать повторения действий отрицательных персонажей.

М.И. Оморокова также обращает внимание на особенности восприятия художественного текста учащимися начальных классов. С одной стороны, оно фрагментарно, дети уделяют внимание отдельным деталям в ущерб целостности, слабо понимают подтекст, мотивы поступков героев. С другой стороны, у ученика в этом возрасте достигает значительного развития эмоциональная сфера, и он способен воспринимать читаемое "чувствами", активно реагировать на события, при условии, что текст ярок, динамичен, эмоционален.

Очень важным моментом для восприятия художественных произведений младшими школьниками можно считать чувство сопереживания другому. Сопереживание – это переживание чего-либо вместе с другим, разделение чьих-либо переживаний; это и действие по отношению к тому, кому сопереживают. Развитая способность к сопереживанию включает в себя весь диапазон этого состояния: во-первых, это сострадание (жалость, возбуждаемая несчастьем другого человека) и сочувствие (отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого); во-вторых, это сорадость (переживание чувства удовлетворения радостью и успехом другого).

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в
XIX век привнёс в школьное историческое образование перемены. Всю школьную систему и содержание образования в этом столетии можно условно разделить на 4 периода. 1-й – с начала XIX в. до 1817 г. – период либеральных реформ; 2-й – с 1817 г. по сер. 1850 гг. – период реакции; 3-й-с сер. 1850-х до сер ...

Три основные концепции обучения
Концепция обучения – это система взглядов на дидактику и её основные категории, базирующиеся (основанные) на различных философских основаниях. В педагогике концепцию обучения часто называют дидактическими системами (система Коменского). В дидактике к настоящему времени выделяют три основных концепц ...

Особые образовательные потребности и содержание специального образования
« .Процесс развития дефективного ребенка, — писал Л. С. Выготский в 1929 г., — двояким образом социально обусловлен: социальная реализация дефекта (чувство малоценности) есть одна сторона социальной обусловленности развития, социальная направленность компенсации (курсив наш. — Н. Н.) на приспособле ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru