Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте.

Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте.

Страница 2

Непосредственное восприятие, по мнению исследователей, имеет свои особенности. Одна из них заключается в том, что литературные персонажи воспринимаются читателями как живые, цельные люди. Таким же своеобразием отличается и восприятие сюжета произведения. Таким образом, восприятие художественной литературы на всех этапах чтения произведения всегда целостно, несмотря на то, что само произведение расчленено на элементы, расположенные последовательно во времени.

Другая существенная особенность восприятия художественной литературы – это эмоционально-волевые переживания читателей, которые имеют три вида:

- внутренние волевые действия и переживания за героев литературного произведения, являющиеся средством эмоционального познания литературных персонажей;

- личные читательские эмоционально-волевые реакции на читаемое;

- эмоциональные переживания и волевые реакции, вызванные восприятием через произведение личности автора.

Механизм непосредственного восприятия очень сложен и состоит, по мнению О.И.Никифоровой, из двух частей: механизма творческой и эмоционально-волевой активности и механизма образного анализа художественного текста. Они внутренне связаны.

Пониманию механизма творческой и эмоционально-волевой активности читателей при непосредственном восприятии литературного произведения способствует понятие явления вхождения. Это явление заключается в том, что воображение читателей сначала работает пассивно, а затем активизируется. Включателем творческой и эмоциональной активности можно считать начало произведения, в котором читатель находит ориентиры, направляющие творческую активность воображения. К ним относятся:

1) ориентировка в жанре и в общем характере произведения;

2) ориентировка в месте и времени действия;

3) ориентировка в основных действующих лицах произведения;

4) ориентировка в эмоциональном отношении автора к основным действующим лицам произведения;

5) ориентировка в действии произведения;

6) ориентировка в объеме произведения;

7) ориентировка в образном ядре произведения.

Ориентировка в жанре и в общем характере произведения создает настрой на определенное отношение к произведению и в известной мере определяет способ восприятия произведения и воссоздание его образов.

Ориентировка в месте и времени позволяет включать в работу воображения ту область прошлого опыта читателей, которая необходима для воссоздания образов произведения.

Ориентировка в основных действующих лицах предполагает быстрое выделение в экспозиции основного персонажа, с точки зрения которого они могли бы воспринимать события произведения. О.И.Никифорова указывает на склонность читателей принимать за основное действующее лицо первый же появляющийся в произведении персонаж, особенно если не связан с какой-либо проблемной ситуацией или его значительность подчеркивается каким-либо способом.

Для того, чтобы читатели приняли точку зрения героя, его заботы, цели, переживали за него и действовали вместе с ним, недостаточно только выделить этого героя как основного, необходимы еще и симпатии к нему или сочувствие. Писатели добиваются первоначального положительного эмоционального отношения к основным действующим лицам различными способами, одним из которых является благородная цель, которую ставит перед собой герой.

Следующее условие творческой и эмоциональной активности читателей – это выявление начала действия, вхождение в действие произведения. Читатели начинают активно воспринимать произведение, переживать его и строить в уме его сюжет, как только почувствуют возможность наступления какого-то, еще неизвестного им события или конфликта и позицию в нем какого-либо персонажа.

Ориентировка в объеме произведения определяет деятельность воображения читателей. Названия произведений являются для читателей не только некоторой предварительной ориентировкой в его объеме, настраивают их воображение на определенную длительность работы.

Для того, чтобы у читателя возникло наглядное представление о действующих лицах, им необходимо получить из текста какое-либо образное содержание, образное ядро их личности (детали внешности, особенности поведения героя и т.д.).

В.И.Малинина рассматривает еще один аспект восприятия художественного произведения. Он связан с читательским состоянием и восприимчивостью к тексту. Автор отмечает необходимость учета переменных читательской деятельности, способствующих либо поглощению эстетической информации, либо блокирующих этот процесс. В динамических психических состояниях реализуется содержание и направленность жизнедеятельности личности, уровень ориентировки в конкретных условиях и тип регуляции соответственно иерархии мотивов личности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Речевое развитие дошкольника
Первые годы жизни ребенка, как мы уже говорили, сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности – ребенок начинает входить в реальность образно-знаковой системы. В детские годы р ...

Формы представления алгоритма
Алгоритм должен быть формализован по некоторым правилам посредством конкретных изобразительных средств. К ним относятся следующие способы записи алгоритмов: словесный, формульно-словесный, графический, язык операторных схем, программа (алгоритмический язык). Словесный способ представления несложен, ...

Гигиеническая оценка помещений ОУ
В колледже производится ежедневная влажная уборка помещений, коридоров, уборных. Поддерживается постоянная температура воздуха не ниже 20°С и относительная влажность воздуха не ниже 45-50%,кабинеты и лаборатории ежедневно проветриваются, освещение кабинетов соответствует нормам. Периодически провод ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru