3 балла – программа усвоена после совместного выполнения с речевой инструкцией, выполнена поэлементно, наблюдается расширение программы или ее сужение;
4 балла – неусвоение, уход и потеря программы, наблюдается инертный стереотип.
Уровни выполнения методики:
0-1балл – высокий уровень; 1-2 балла – средний уровень; 3-4 – низкий уровень.
С целью диагностики уровня развития графомоторных навыков у детей, имеющих системное недоразвитие речи, были использованы следующие методики:
Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет М.М. Безруких. При обработке полученных результатов отмечались следующие ошибки: в задании 1-6 линии неровные, дрожащие, или очень слабые, или с очень сильным нажимом. Возникали трудности в определении середины отрезка. Проведенные линии выходят за стимулирующие. При выполнении заданий 7-13 отмечались следующие особенности выполнения: фигура-образец обводилась неаккуратно, качество линий плохое, нарисованные фигуры не соответствовали образцу по величине; расположение фигур на строке также было затруднительно. При выполнении заданий 13-16 наблюдались особые выраженные трудности: фигура-образец, выполненная пунктиром, в большинстве случаев обводилась не по направлениям, указанным стрелками, неаккуратно, отмечались разрывы линий.
Рис.1. Результаты выполнения методики М.М.Безруких.
По результатам данной методики (рисунок 1): высокий уровень развития не имеет ни один ребенок, средний уровень имеют 4 детей – (44%),низкий уровень имеют 5 детей – (56%).
Методика “Дорожки” (по Л.А.Венгеру).
Проанализировав выполненную работу в методике "Дорожки", можно сделать вывод, что у детей с ОНР, помимо нарушения развития речи отмечается низкий уровень подготовки руки к овладению письмом, не сформировано внимание и контроль за собственными действиями. Тип дорожек усложняется от первой до последней, и их ширина подобрана так, чтобы она была достаточно трудна, но доступна ребенку. В данной методике несколько детей пропустили узкую прямую дорожку, не проводя в ней линию, почти все дети провели лишние линии между дорожками. При проведении линии по дорожке на зигзаге и дуге у детей получились неровные дорожки, так как дети торопились и забыли о других условиях задачи.
Рис.2. Результаты выполнения методики «Дорожки».
Как показано на рис.2 из 9 обследуемых детей высокий уровень показал один ребенок.(12%) Средний уровень 3 детей (34%), Низкий уровень 5 детей (54%) Остальные дети хоть и правильно выполнили условия и провели правильно дорожки, но линии их неровные, прерывистые, встречается повторное проведение по одному и тому же месту.
Графическая проба «Заборчик»
При выполнении графической пробы заборчик дошкольники с ОНР допускали такие ошибки, как несоответствие образцу по величине, стройности, увеличение или, наоборот, уменьшение размеров элементов узора в конце строки. Узор продолжили правильно, но допустили уменьшение размера рисунка или не удерживали строчку и сползали вниз или вверх (Дима М. – 1 балл, Арина К.– 2 балла, Саша Ж.-1 бала, Максим У- 1 балл. ). В таблице 1 представленны результаты проведенного исследования.
Результаты выполнения методики «Заборчик» Лурия А.Р.
Таблица 1.
Ребенок |
Оценка в баллах |
Уровни выполнения методики |
Графическая проба «Заборчик» | ||
1.Дима Ч. |
1 |
Низкий уровень |
2.Вова К. |
1 |
Низкий уровень |
3.Степан М. |
3 |
Высокий уровень |
4.Дима М. |
1 |
Низкий уровень |
5.Егор Т. |
2 |
Средний уровень |
6.Маша Н. |
2 |
Средний уровень |
7.Саша Ж. |
1 |
Низкий уровень |
8.Арина К. |
2 |
Средний уровень |
9.Максим У. |
1 |
Низкий уровень |
Другое по теме:
Задачи педагога в образовательной деятельности
Все преподаватели средних учебных заведений решают одновременно три главные задачи: обеспечить эффективное усвоение большого объема знаний; сформировать основы целостного системного мышления; способствовать умственному развитию учеников. Психолого-педагогические исследование свидетельствуют о том, ...
Значение преподавания математики для формирования научного мировоззрения
школьников
Под мировоззрением понимают систему взглядов на окружающий нас мир, на возможность его познания человеком, на отношение к обществу и труду. Таким образом, мировоззрение представит собой целый комплекс представлений о реальном мире, о его познаваемости, об отношении человека к труду, к другим людям, ...
Этапы работы над малой формой в старших классах ДМШ
На первом этапе основной задачей является создание общего представления о произведении и эмоциональное восприятие его в целом. Содержание работы - знакомство с материалами о произведении и знакомство с самим произведением. Прежде всего, педагог должен рассказать учащемуся о создателе произведения, ...