Педагогика и воспитание » Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию » Формирование организационных умений познавательной деятельности как условие подготовки школьников к самообразованию

Формирование организационных умений познавательной деятельности как условие подготовки школьников к самообразованию

Страница 1

О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще К.Д. Ушинский. " .Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания . дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения". Громцева А.К. Под организационными умениями познавательной деятельности понимает умения, обеспечивающие наибольшую интенсивность познания; к ним относится умение наметить цель своей образовательной работы, определить пути ее реализации, спланировать процесс работы, умение проконтролировать результаты и согласно данным контроля наметить ход дальнейшей самообразовательной деятельности. Эти умения не только увеличивают интенсивность познания, уменьшают затрачиваемое время, но и практически определяют возможность включения учащихся в самообразование, поскольку оно (самообразование) и есть в первую очередь организация человеком своего образования. Но при существующей системе организации учебной работы организационные умения у учащихся почти не формируются, поскольку учитель выступает как организатор всего процесса учения. Ученики в связи с этим привыкают к жесткой регламентации познавательной деятельности и бывают слабо подготовлены к самостоятельной ее организации. Все это делает необходимым создание специальной системы, формирования у школьников организационных умений. При этом нужно различать умения, служащие для организации внешней и внутренней стороны познавательной деятельности. Внешняя сторона организации познавательной деятельности обеспечивается умением рационально организовать режим учебной работы, разумным распределением во времени видов учебных работ, определением порядка их выполнения, подготовки рабочего места и т. д. Внутренняя сторона организации познавательной деятельности состоит в умении определить цель своей познавательной работы, найти ее средства, правильно подобрать приемы выполнения, проконтролировать работу. Поскольку для развития самообразования особенно важна внутренняя сторона организации познавательной деятельности, мы и остановимся в первую очередь на раскрытии путей ее формирования.

Формирование организационных умений в системе работы учителя должно идти в нескольких направлениях: включение в работу преподавателей специальных приемов, способствующих осознанию учащимися значимости организационных умений, упразднения в их применении, создание условий в процессе обучения для проявления активной позиции учащихся, которая будет обуславливать необходимость организации своей образовательной деятельности.

Первый этап формирования организационных умений. На первом этапе особую актуальность имеет показ учащимся значимости организационных умений в учебной работе, раскрытии их содержательной стороны. Одним из важнейших организационных умений является умение четко сформулировать образовательную задачу, в плане решения которой и должна быть построена вся познавательная деятельность. Необходимо прояснять, делать для учащихся осознаваемыми все структурные элементы решения отдельных образовательных задач, предварительно обсуждая их с учащимися. В этой работе ученики должны учиться; как им организовать усвоение того или другого материала, что пронаблюдать, какие целесообразней сделать упражнения. Как правило, с одобрением встречают учащиеся предложение учителя регламентировать по времени и по объему всю работу на уроке. Привлечение учащихся к организации и анализу учебной деятельности со стороны времени и объема может сроиться с одновременным нарастанием сложности решения организационных задач. Сочетание на уроке регламентированной учебной деятельности по объему и по времени актуализирует для старшеклассников значимость организационных умений. Для активизации роли учащихся в планировании учебной работы по содержанию учитель может предлагать ставить на обсуждение как содержание, так и объем домашних работ. В центре внимания учителя при этом продолжает оставаться мотивировка учащимся предлагаемого им варианта домашней работы.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Особенности проявления памяти
Память - это процессы зап9минания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память — это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно. Память создает условия дл ...

Дискретные и непрерывные случайные величины
Обычно рассматриваются два типа случайных величин: дискретные и непрерывные. Рассмотрим следующий пример: Число мальчиков пошедших в секцию бальных танцев среди 100 пришедших туда людей есть случайная величина, которая может принимать следующие значения 0, 1, 2, …, 100. Эти значения отделены друг о ...

Преподаватели, которые первые прошли обучение по программе
Интел «Обучение для будущего» В 2006 году на базе «Оршанского педагогического колледжа им. И.К. Глушкова» по этой программа обучились 14 преподавателей и стали тьюторами. Преподаватели были разделены на пары, каждая пара должна была выполнить проект и защитить его. После защиты проектов преподавате ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru