В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи.
Графомоторные навыки детей данной категории отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики.
Для овладения письмом как графомоторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательных навыков, а как свидетельствуют данные в работах Т.Б. Филичевой, Г.Ф. Чиркиной детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У детей данной категории наблюдаются особенности мелкой моторики пальцев рук, появляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки.
Исследования Л.В. Лопатиной свидетельствуют о трудностях в выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями. Ведущим механизмом такого нарушения, по мнению А.Н. Корнева, является неполноценность артикуляционного и пальцевого праксиса. Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков может перерасти в ошибки на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости. Поэтому ранняя диагностическая и коррекционная работа по развитию графомоторных навыков у детей с общим недоразвитии речи становится довольно актуальной.
Сензитивным для развития пальцевой моторики является возраст 6-7 лет. Организуя различные виды деятельности в этом возрасте, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графо - моторных навыков у детей с ОНР.
Все вышесказанное обусловило проведение данного экспериментального исследования.
Цель – изучить особенности развития графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР .
Объект исследования – уровень сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования – особенности развития графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что у старших дошкольников с ОНР присутствует недостаточная сформированность графомоторных навыков, проявляющаяся в :
- слабом развитие пальцевой моторики;
- незрелости сложных произвольных форм зрительно-моторной координации;
- недостаточном развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков;
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследоания.
Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР.
Описать и апробировать методики выявления особенностей графомоторных навыков у дошкольников с ОНР
Проанализировать полученные данные.
В связи с намеченной целью и задачами исследования был определен и использован комплекс методов, уточняющих и дополняющих друг друга:
Теоретические: анализ литературы
Эмпирические: наблюдение; педагогический эксперимент,беседа, анкетирование;логопедическое обследование;
Интерпретационные: анализ полученных результатов.
недоразвитие речи графомоторика письмо дошкольник
Другое по теме:
К проблеме организации процесса экологического воспитания детей в
дошкольном образовательном учреждении
Экологическое воспитание дошкольников является составной частью нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убежде ...
Изучение мотивации учения младших школьников в 1классе
Вопросы анкеты составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных. На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№ 3, 4, 8. На выявление внешних положительных мотивов направлены вопросы №№ 1, 5, 9. На выявление ...
Психологические особенности внимания у школьников
Различают следующие основные виды внимания: непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в ...