Педагогическое сопровождение процесса формирования здоровьесберегающей культуры можно рассматривать как метод, создающий условия для достижения целей субъектами образовательного пространства в субъектно-субъектных отношениях в интересах здоровья подрастающего поколения.
Выделяют три группы целей педагогического сопровождения:
- создание условий субъектам здоровьесберегающего образовательного пространства для формирования здорового образа жизни;
- создание условий для развития индивидуальных качеств ребенка, обеспечивающих сохранение, укрепление его здоровья, и формировпания личной ответственности ребенка за свое здоровье;
- создание условий для вооружения детей знаниями, умениями и навыками предупреждения и преодоления поведенческих факторов, отрицательно влияющих на их здоровье .
Формирование здоровьесберегающей культуры младших школьников будет происходить более эффективно при создании специального комплекса педагогических условий.
И. Андреев считает, что педагогические условия — это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей».
Таким образом, педагогические условия — это совокупность необходимых мер, способствующих успешности формирования здоровьесберегающей культуры у учащихся начальной школы.
Формирование здоровьесберегающей культуры младших школьников будет эффективнее, если будут реализованы следующие педагогические условия:
- использование в урочной и внеурочной деятельности потенциала различных социумов (семьи, полиции, молодежных организаций, домов творчества, спортивных клубов), которые влияют на увеличение социальных контактов и успешность формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников;
- внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию стремления к ведению здоровьесберегающей культуры;
- создание условий для формирования здоровьесберегающей культуры у детей (проведение мероприятий, используя различные формы и методы).
Одним из важных условий эффективности воспитательной работы является нравственный авторитет педагога. Отношения воспитанников с социумом являются главным объектом воспитательной работы педагога. Методы воспитания, используемые педагогом для формирования здоровьесберегающей культуры:
1. Методы организации коллектива, к которым относится дисциплина, соревнование и самоуправление и самообслуживание.
2. Методы, содействующие формированию сознания:
- методы убеждения: поиск, информация, дискуссия, взаимное просвещение
- методы педагогического стимулирования: к ним относятся требование, перспектива, поощрение, наказание, общественное мнение.
Данным методам сопутствует педагогическая техника, включающая в себя искусство общения педагога с воспитанниками, управление их действиями и поступками, поведением, посредством жестов и мимики, выразительной речи и приемов театральной педагогики .
Одной из причин низкого уровня здоровьесберегающей культуры младших школьников является низкий уровень валеологической активности в семье. В связи с этим задача педагога заключается в том, чтобы упорядочить и улучшить работу с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. Необходимо ознакомить родителей с заболеваниями в целях оказания предупредительной помощи; разработать памятки о режиме дня учащихся и рекомендации для родителей по соблюдению ребенком режима дня, организовать родительские собрания по вопросам валеологии, ЗОЖ.
Другое по теме:
Методика использования контрольно-аттестационного комплекта на занятиях по
дисциплине «Экономика»
Контроль знаний и умений учащихся по дисциплине «Экономика» является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой "обратной связью" между учителем и учен ...
Определение и назначение системы дополнительного образования
По мнению многих теоретиков и практиков, формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопреде ...
Теоретические исследования специфики половых различий в познавательной
сфере в зарубежной и отечественной литературе
Проблема психологических, личностных, поведенческих различий между мальчиками и девочками интересовала, в основном зарубежных исследователей, и интенсивно разрабатывалась ими, особенно в последние три десятка лет. С одной стороны ряд психологических экспериментальных исследований, обобщенных Ш. Бер ...