Педагогика и воспитание » Воспитательный потенциал семьи » Основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников

Основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников

Страница 1

Одно из основных направлений деятельности педагога - это работа с семьей, в которой растет, формируется, воспитывается ребенок. Педагог должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

Здесь необходимо следующее:

изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, бесед, консультаций;

организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Таким образом, педагогом реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции учебного заведения, педагогической позиции, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного, нравственного развития ребенка, об особенностях деятельности воспитанника в стенах образовательного учреждения, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах и т.д.) и корректировка семейного воспитания - именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Если более подробно обозначить направления организации работы с семьей, то они будут выглядеть так:

составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и т.д.);

организация диагностической работы по изучению семей;

использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;

организация психолого-педагогического просвещения родителей;

создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);

выявление и использование в практической деятельности опыта семейного воспитания;

внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков;

использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;

создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации деятельности общественных родительских формирований (Совета учреждения, попечительского совета, родительского комитета, Совета отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы);

активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса);

оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам "Этика и психология семейной жизни", "Основы семейного воспитания");

разработка тематического оформления (зала, уголка для родителей, музея семейных традиций и др.);

расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей осуществляется в основном через:

приобщение родителей к педагогическому процессу;

неограниченное (по времени) пребывание родителей на занятиях в период адаптации ребенка;

информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Тематический планкурса «Информатика» для 10 классов по программе И. Семакина
Таблица 1 Тематический план № урока Раздел, тема § по учебнику (И. Семакин) новый старый Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В Предмет. Системы счисления (9 час) 1 Введение в предмет. Инструктаж по ТБ Введ. Введ. 2 Информация и знания §1 §1 3 Восприятие информации и языки §2 §1 4 Информационные процессы §3 §1 5 Нео ...

Методика оценки эффективности проведённой работы
Показателем эффективности проведенной работы является улучшение состояния клиента, повышение самооценки и снижение агрессивности и аутоагрессии, улучшение межличностного взаимодействия клиента с окружающими субъектами. Все это может выявить специалист в процессе заключительной беседы с клиентом. Ес ...

Воспитание и обучение умственно отсталых детей
В настоящее время в нашей стране для воспитания и обучения разных категорий детей с отклонениями в развитии работают разнообразные учреждения государственного и частного характера. Это особые детские сады и особые группы при обыденных детских садах, особые школы и школы-интернаты, а также особые кл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru