Педагогика и воспитание » Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников » Содержание и методы исследования опытно-педагогической работы

Содержание и методы исследования опытно-педагогической работы

Страница 5

Рассмотрим результаты обследования мышления констатирующего замера.

1. Методика "Выделение существенных признаков объектов" (С.Л. Рубинштейн).

Проводилось исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных - второстепенных. Исходя их данных, представленных в таблице 3, мы видим, что у 91% учащихся преобладает конкретно-ситуативный стиль мышления, т.е. у детей низкий уровень способности дифференцировать существенные признаки предмета от несущественных, второстепенных. Лишь у 9% - абстрактно - логический стиль мышления. Эти учащиеся обладают достаточно высоким уровнем выделения существенных признаков предметов от несущественных.

2. Методика "Простые аналогии" (Т.Г. Богданова).

Проводилось исследование характера логических связей и отношений между понятиями. Исходя их данных, представленных в таблице 4, мы видим, что у учащихся преобладает наглядная форма мышления, что составило 87% от общего числа. Учащиеся, имеющие наглядную форму, не способны устанавливать логические связи между понятиями. И 13% составляет логическая форма.

3. Методика "Изучение словесно-логического мышления на основе теста интеллекта Р. Амтхауэра ".

Проводилось изучение уровня развития понятий мышления и изучение сформированности важнейших логических операций. Данные представлены в таблице 5.

В процентном соотношении уровень развития мышления представляет собой:

средний - 35%, низкий - 65%.

Анализируя результаты диагностики можно сделать вывод, что у учащихся преобладает низкий уровень развития словесно-логического мышления (низкая сформированность логических операций).

Результаты констатирующего замера представлены на рисунке 1.

Рис.1 Уровни развития мышления (констатирующий замер)

Таким образом, проведя констатирующий замер, анализ результатов, мы выявили группу детей с низким уровнем развития мышления. Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу о необходимости проведения системы целенаправленных занятий с применением практических методов для развития мыслительной деятельности учащихся. Занятия проводились по определенному плану, который делился на два этапа: подготовительный и экспериментальный.

На подготовительном этапе шла организация наблюдений на уроках окружающего мира, для того, чтобы подготовить детей к более сложному этапу, т.е. проведению опытов.

На каждом занятии учащиеся наблюдали за каким-либо объектом. Все наблюдения в свою очередь выполняли свою конкретную цель.

Тема

Цель

Результат работы детей

1. Чем мы наблюдаем?

Освоение наблюдения как способа получения ответов на вопросы

дети запоминают названия органов чувств и их функций;

2. Что мы наблюдаем?

Тренировка в описании объекта

практика в словесном описании ощущений, полученных с помощью разных органов чувств;

Планирование наблюдения

практика в соответствии плана наблюдения;

Выделение свойства объекта

практика в выделении признаков описания объекта;

3. Процесс и его условия

Ввести понятие условий процесса

уяснение понятия условий процесса;

4. а) объекты, их состояния

Формирование представлений о разных состояниях объекта

обозначение разных состояний объекта в установленной форме;

б) состояние объектов, процессы

Подвести к понятию процесса как смены состояния объекта

практика в выделении прошлого я настоящего состояний объекта; практика символической записи процессов; практика в анализе текста со слуха;

Формирование мышления

практика в различении способов поиска ответа; практика в наблюдении и описания ощущения; практика наблюдения и предсказания; приобретение навыков анализа материала;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Признаки равенства треугольников
Основная идея доказательства I и II признаков равенства треугольников в учебнике Атанасяна и др. Атанасян Л.С. состоит в последовательном осуществлении наложения одного из данных треугольников на другой и доказательства совмещения их при таком наложении. В доказательстве III признака существенно ис ...

Сущность, значение и классификация основных форм контроля знаний по биологии
Формы контроля знаний и умений учащихся - многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт биол ...

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей
Умственно отсталые дети – это весьма полиморфная группа, в которой подавляющее большинство составляют дети-олигофрены (от греческого oligos – малоумный). Проблемам умственной отсталости в отечественной специальной педагогике всегда уделяли большое внимание. Но, начиная с 60-х годов, интерес к ним е ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru