Новая педагогика » Взаимосвязь общей и мелкой моторики и речевого развития детей трехлетнего возраста

Взаимосвязь общей и мелкой моторики и речевого развития детей трехлетнего возраста

Профилактика общего недоразвития речи (ОНР) средствами физического воспитания является одной главных задач речевого развития в условиях детских дошкольных учреждений (ДОУ). Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности всех психических процессов. Трех – четырех- летний возраст является сенситивным периодом речевого развития, а речь как познавательный процесс, в свою очередь является основой интеллектуального развития. В раннем возрасте хороший уровень развития общей и мелкой моторики является детерминантом речевого развития.

Общее недоразвитие речи является актуальной проблемой на сегодняшний день: количество детей с общим недоразвитием речи в дошкольных учреждениях возрастает с каждым годом, практически у каждого третьего ребенка наблюдаются различные виды ОНР. На данный момент наука не изобрела наиболее эффективного способа профилактики и коррекции ОНР, чем средства физической культуры.

Объектом исследования является воспитательно-образовательный процесс, направленный на профилактику и коррекцию общего недоразвития речи у детей 3-х летнего возраста.

Предметом исследования являются методические аспекты физического воспитания у детей 3-х летнего возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: мы предполагаем, что комплекс средств физической культуры, специально направленный на развитие общей и мелкой моторики в сенситивный период речевого развития является профилактикой и коррекцией ОНР.

Цель исследования: Создание и апробация программы, направленной на профилактику и коррекцию ОНР средствами физической культуры.

Задачи исследования:

1. Изучить имеющиеся теоретические и практические данные в науке о проблеме профилактики и коррекции ОНР средствами физической культуры в сенситивный период развития речи.

2. Выявить влияние развития общей и мелкой моторики на речевое развитие детей 3-х летнего возраста.

3. Создать программу профилактики и коррекции ОНР средствами физического воспитания.

4. Оценить эффективность программы.

Новизна нашего исследования является несомненной, т. к. впервые создана и применена комплексная программа средств физической культуры для профилактики и коррекции ОНР. В ее реализации были задействованы все структуры ДОУ (методист, психолог, преподаватель физического воспитания, воспитатели, родители) Программой был пронизан весь образовательно-воспитательный процесс ДОУ.

Практическая значимость нашего исследования в том, что данные исследования будут применяться в конкретном ДОУ, могут быть полезны для методических объединений, специальных семинарах для студентов.

Наше исследование проводилось на базе ДОУ №21 г.Читы в период с 2008 по 2010 год. Выборка исследования составила 20 человек детей 3 – 4 летнего возраста, 10 девочек, 10 мальчиков.

Методологическим обоснованием нашей работы являются исследования ученых Института физиологии детей и подростков РАН (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина).


Другое по теме:

Роль детского коллектива в развитии личности
Детский коллек­тив — основная база накопления детьми позитивного социаль­ного опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных ус­ловиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его о ...

Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным
При ознакомлении детей с животным миром решают в единстве три воспитательные задачи: Формирование представлений о животных; Развитие эмоционально-положительного отношения к животным; Воспитание гуманного бережного поведения в природе. Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, ...

Психодиагностика личностной готовности к обучению в школе
Личностная готовность к школе включает, прежде всего, определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к шк ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru