Новая педагогика » Вокально-хоровое воспитание младших школьников на уроках музыки » Значение хорового пения

Значение хорового пения

Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность хорового пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.

Пение обладает большой оздоровительной силой. Известный венгерский композитор З. Кодай писал: «Чудесное свойство пения» дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких - все это ставит пение рядом с физической культурой. И то и другое нужно ребенку ежедневно, не в меньшей степени, чем пища» Д.Б.Кабалевский подчеркивает, что хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся на уроке. Под хоровой организацией он подразумевает создание обстановки, которая бы, с одной стороны, обеспечивала успешные занятия классного хора, а с другой - способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения, любви к этому виду исполнительской деятельности. «Каждый класс - хор! - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление».

Цель хорового пения на уроках музыки в начальной школе - способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорошего исполнительства.

Задачи:

- образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально- хоровых навыков, знакомство с вокально - хоровым репертуаром;

- воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования;

- развивающее: развитие музыкальных способностей, интереса к хоровому пению как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.

Основная направленность обучения хоровому пению в начальных классах заключается в том, что младшие школьники учатся:

- петь песни разного эмоционального содержания;

- чувствовать настроение музыкального произведения и передать его в своём исполнении;

- петь двухголосные песни;

- соблюдать правила пения и охраны голоса (петь естественно, красивым звуком, с мягкой атакой звука, правильно дышать при этом, ясно выговаривать слова);

- понимать основные дирижерские жесты – «вступление», «дыхание», «начало» и «окончание» звучания (пения).

Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

1. В коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;

2. Участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;

3. Работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;

4. Хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;

5. В процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива;

6. В хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные;

Итак, хоровое пение - одно из главных средств музыкального воспитания школьников. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоничному развитию личности, формируют такие качества как: эмоциональность, коммуникабельность, инициативность, ответственность, организованность, коллективизм, трудолюбие, креативность. На уроках музыки развиваются познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, воля. А так же специальные умения и навыки: сценическая культура, эстетический вкус, творческие способности, певческие навыки, музыкальная грамотность, ораторское искусство. Хоровые занятия развивают психические способности школьника: эмоции, чувства - восприятия, ощущения, память (эмоциональную, образную, слуховую, механическую, логическую, двигательную), сознание, волю, внимание, сосредоточенность, воображение, мышление, речь.


Другое по теме:

Системы высшего образования в некоторых других странах. Нидерланды
Высшее образование в Нидерландах можно получить в колледже (hogescholen), университете или Открытом университете (вечернее или заочное обучение). В стране действуют 13 университетов (самый старый университет Нидерландов – Лейденский, основанный еще в 1575) и Открытый университет для взрослых. Высше ...

Причины возникновения дислексии
Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе? Затрудненное чтение и произношение в данном случае не является следствием слабого интеллекта или отсутствия возможности обучения. Причина этого кроется в строении полушарий головного мозга. У обычных ...

История возникновения метода проектов
Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов возник во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразоват ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru