Педагогика и воспитание » Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников » Содержание и методы исследования опытно-педагогической работы

Содержание и методы исследования опытно-педагогической работы

Страница 4

Методика № 3 "Изучение словесно-логического мышления на основе теста интеллекта Р. Амтхауэра".

Цель данной методики - исследование уровня развития и особенностей понятий мышления, а также изучение сформированности важнейших логических операций.

Оборудование: опросник, включающий 4 вербальных субтеста. В методику входят задания четырёх типов, направленные на выявление умений ребёнка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Каждый субтест включает 10 заданий.

1 субтест: в его состав входят задания, требующие от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить о словарном запасе школьника.

2субтест: представляет собой словесный вариант методики исключения "пятого лишнего". Результаты его проведения позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений.

3субтест: в его состав входят задания на умозаключения по аналогии.

Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.

4субтест: направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.

Инструкция и порядок работы.

Перед предъявлением контрольных 10 заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, для того, чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей работы.

Каждый правильный ответ оценивается определённым баллом, в зависимости от своей изначальной сложности.

1субтест: 1,9; 2,8; 2,7; 2,3; 2,6; 2,2; 2,8; 3,4; 2,8; 2,6.

субтест: 2,6; 2,3; 2,7; 2,6; 2,4; 2,5; 2,3; 2,5; 3,0; 2,7.

субтест: 2,0; 2,4; 2,2; 2,6; 2,4; 2,1; 2,5; 2,2; 2,2; 2,2.

4субтест: 2,6; 3,0; 2,1; 2,2; 2,6; 3,0; 2,8; 2,2; 2,4; 2,2.

Следующим шагом обработки является подсчёт общей суммы баллов, полученной каждым учащимся по каждому субтесту и всем 4-м субтестам вместе. Данные по субтестам сравниваются с максимально возможным результатом, который составляет для 1 и 2 субтеста-26 баллов, для 3 субтеста - 23 балла, для 4 субтеста-25 баллов. Качественный анализ данных обследования.

Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом, (он составляет 100 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития словесно-логического мышления школьника.

На подготовительном этапе нами был проведен опрос учителей начальных классов с целью выявления частоты проведения наблюдений и опытов на уроках окружающего мира. В опросе были использованы следующие вопросы:

Считаете ли Вы необходимым использовать практические методы на уроках окружающего мира? Какие из них Вы используете в своей практике?

Какую роль выполняют практические методы на уроках окружающего мира?

Используете ли Вы наблюдения и эксперимент на уроках окружающего мира?

Дает ли положительные результаты использование практических методов на уроках окружающего мира в Вашем классе?

Назовите темы уроков, где чаще всего используете практические методы.

В опросе принимали участие десять преподавателей школ г. Барнаула. Проведя опрос, мы получили следующие результаты.

На первый вопрос дали положительный ответ десять преподавателей, что составило 100%. Анализ ответов на второй вопрос показал, что все преподаватели понимают необходимость использования практических методов на уроках окружающего мира. На третий вопрос 6 человек указало, что редко используют на уроках практические методы, 3 отказываются от них и только 1 учитель в достаточной степени часто их применяет. На четвертый вопрос положительно ответило 10 человек, что составило 100%. Таким образом, проанализировав ответы опрашиваемых, мы пришли к выводу, что использование практических методов считают необходимым все преподаватели, но пользуются ими не всегда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Разработка проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста
Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зав ...

Как ведется работа с неблагополучными семьями
Показателем семейного благополучия являются сами дети: их поведение в детском саду, интересы, характер общения со взрослыми и детьми, усвоение программы. Все отклонения от нормы служат для воспитателя сигналом о том, что у данного ребенка могут быть неблагоприятные условия дома, что ребенок и его р ...

Методика изучения темы «Площадь геометрических фигур» на уроках математики в начальной школе
На самом первом этапе знакомства с площадью, ее не измеряют, а находят, вычисляя по какому-то алгоритму, какой-то формуле. И уже на этом этапе учитель должен заострить внимание учащихся на том, что площадь необходимо вычислять. И действительно: до этого все могли измерять путем непосредственного ср ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru