Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Страница 7

С толерантностью связано стремление достичь взаимного понимания, согласования различных точек зрения и позиций без использования мер принуждения, давления, унижения. Толерантность лежит в основе взаимного понимания и доверия, помогает предупреждать конфликты и преодолевать их неблагоприятные последствия.

Толерантность как профессионально-личностное качество является следствием восприятия педагогом самоценности личности человека. Полезным оказалось знакомство студентов с предложенным В.А. Ситаровым механизмом развития терпимости, включающим следующие основные этапы:

принятие чужого мнения как своего, усвоение его логики;

вычленение положительных моментов чужого мнения при одновременном знании несоответствия его собственной позиции;

коррекция собственного мнения под влиянием мнения другого и утверждение сильных сторон своей позиции;

поиск общих моментов своей и чужой позиции, признание этих общих моментов, а также признание невозможности согласиться с некоторыми положениями позиции другого;

признание права на их существование и отказ от внутреннего сопротивления положениям чужого мнения.

Толерантность это не только интра-, но и интерпрофессиональное качество, поскольку предполагает уверенность в терпимости других субъектов образовательного процесса, убежденность в том, что они готовы принять другое мнение без раздражения, агрессии или снисходительного превосходства. Толерантность предполагает не только стремление собеседников найти способы позитивного взаимодействия, но и их уверенность в возможности согласования, взаимопонимания, выработке общей, совместной позиции.

Заключительным этапом применения различных игровых технологий является индивидуально-групповой рефлексивный анализ. Таким образом, применение игровых технологий, с одной стороны, предполагает наличие развитой рефлексии у студентов-участников игры, с другой стороны, эта профессионально-личностная характеристика развивается при регулярном включении в игровые ситуации.

Значимость рефлексии как одного из качеств личностного компонента игровой компетентности весьма высока. При изучении педагогической психологии, студенты рассматривают это понятие (от лат. reflexio - обращение назад), анализируют определение, данное П. Тейяром де Шарденом: рефлексия – «приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической деятельностью и своим специфическим значением, способность уже не просто познавать, а знать, что знаешь».

Рефлексию принято рассматривать как процесс самопознания субъектом своих внутренних психических актов и состояний, как понимание самого себя, своих личностных особенностей, эмоциональных реакций, когнитивных представлений, субъект при этом оказывается в позиции стороннего наблюдателя, исследователя, контролера по отношению к своим мыслям и действиям.

Рефлексия выполняет в образовательном процессе многообразные функции: целеполагания (без способности будущего учителя увидеть и оценить себя и свою деятельность со стороны невозможна профессионально-корректная постановка иерархии целей); аналитико-оценочную (при выборе оптимального варианта решения, поведения, деятельности из спектра возможных); стимулирования (на разных этапах профессиональной деятельности); саморегуляции, самосовершенствования.

Рассматривая рефлексию как «цепочку внутренних сомнений, обсуждений,… поиск вариантов ответов на происходящее или ожидаемое», Б.З. Вульфов и Е.Н. Харькин понимают педагогическую рефлексию как напряженную внутреннюю работу по соотнесению себя, своих возможностей, своего потенциала с тем, что требует профессия учителя, с собственным педагогическим опытом. Таким образом, рефлексия выступает инструментом постоянного самосовершенствования личности, средством непрерывного личностного роста.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Государственный стандарт начального общего образования в России
В настоящее время в начальной школе РФ действует «стандарт второго поколения» (2004 год), но до вступления этого стандарта в силу, действовал стандарт «первого поколения» (1998 года). В 1999 году все начальные школы РФ «осуществили переход» на четырёхлетнюю начальную школу. Стандарт начального обра ...

Анализ и самоанализ вузовской лекции
В ходе лекции “Декларативное программирование” учащимся был прочитан материал по курсу «Экспертные системы». Данная лекция позволяет ознакомиться с основными видами декларативного программирования и их применению для решения различных задач при проектировании экспертных систем. Так как данный курс ...

Изучение особенностей семейного воспитания и общения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Цель исследования: изучить особенности семейного воспитания семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями Планируя исследование, мы поставили перед собой следующие задачи: 1) определить стиль семейного воспитания семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями; 2) выявить нару ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru