Педагогика и воспитание » Методические основы организации групповой формы работы на занятиях по иностранному языку » Методико-дидактические принципы организации работы в группах

Методико-дидактические принципы организации работы в группах

Страница 2

3. Принцип учета родного языка.

Работает в том случае, если учитель владеет родным языком (помимо иностранного языка).

4. Принцип взаимосвязи обучения всем аспектам коммуникативной компетенции.

5. Принцип новизны

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком не убавилось. Как известно, цель обучения иностранного языка состоит в овладении коммуникативной компетенцией, то есть обучение практическому овладению иностранному языку. При этом необходимо помнить: обучать следует таким образом, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании учащихся формировалась система языка. Кроме того, в основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухомоторные связи. Поэтому изучение иностранного языка должно основываться на развитие у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений. И по возможности в индивидуальном режиме.

К сожалению, учебники иностранных языков не предусматривают эти особенности. Компенсировать этот недостаток надо за счёт методик и технологий обучения. Отбирать те из них, которые обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. Неоходим в обучении личностно-ориентированный подход.

Этот личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип- в центре ученик и его деятельность познания.

Содержание работы подчинено достижению основной цели исследования, поэтому целесообразным представляется изложить его с позиций решаемых задач.

Решение первой задачи – определить особенности формирования МК при обучении иноязычному общению студентов на базовом курсе языковой подготовки и проанализировать взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблемы обучения межкультурному иноязычному общению и формирования межкультурной компетенции – показало следующее.

Основной целью базового курса языковой подготовки в вузе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции на таком уровне, который необходим и достаточен для адекватного и корректного решения коммуникативных задач в изучаемых ситуациях социально-бытового, делового и научного общения, развитие способностей и качеств, необходимых для коммуникативного и социокультурного саморазвития личности (И.И. Халеева, В.В. Сафонова).

При этом формирование МК определяется также в качестве одной из важных и неотъемлемых целей обучения иноязычному общению в неязыковых вузах. Однако, анализ условий её формирования позволяет сделать вывод о том, что она рассматривается как «побочный» результат языковой подготовки. Это подтверждается и тем, что уровень ее сформированности не подвергается контролю ни в начале, ни в конце базового курса. Такая позиция является, на наш взгляд, бесперспективной, поскольку она препятствует достижению основной цели – формированию иноязычной коммуникативной компетенции, кроме того, нарушает основы гуманитаризации образования и затрудняет интеграцию студентов и будущих выпускников в мировое поликультурное пространство.

Анализ корреляции МК и иноязычной коммуникативной компетенции показал, что компоненты МК соотносятся с компонентами иноязычной коммуникативной компетенции, модифицируя часть содержания последних и добавляя к ним межкультурное измерение (Г.В. Елизарова). При этом не все аспекты компонентов иноязычной коммуникативной компетенции имеют межкультурное измерение.

Межкультурная компетенция студентов базового курса представляет собой сложную комбинацию знаний, умений, качеств и способностей личности, обеспечивающих выбор адекватных способов и стратегий коммуникативной и некоммуникативной деятельности и поведения в условиях межкультурного взаимодействия. Она включает в себя элементы, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Межкультурная компетенция студентов (базовый курс)

знания

умения

качества / способности

– знания о культурной и социокультурной жизни страны изучаемого языка и родной страны;

– знания норм вербального и невербального поведения в родной и иной стране;

– знания разнообразных стилей поведения;

– знания основ межкультурной коммуникации и социальной интеракции.

а) компаративные умения

– ориентироваться в феноменах иного образа жизни;

– распознавать их и воспринимать;

– сравнивать их с собственной культурой;

– находить их общность и различия;

б) интерпретационные умения

– интерпретировать коммуникативную деятельность в точки зрения культурных детерминант родной и / или иной культуры;

в) стратегические умения

– идентифицировать и анализировать непонимание при общении с представителями иной культуры;

– избегать и прояснять непонимание в межкультурной коммуникации;

– использовать вербальные и невербальные коммуникативные стратегии для компенсации пробелов в знаниях и умениях, устранять помехи межкультурной коммуникации;

– получать и оперировать новыми знаниями;

г) эмпатические умения

– стремление расширять знания о культурной и социокультурной жизни страны изучаемого языка и родной страны;

– рефлексия;

– толерантность;

– эмпатия;

– способность к межкультурной адаптации.

– принимать понимать позицию другого человека;

– учитывать социокультурную специфику партнера по общению при выборе вербальных и невербальных средств общения;

– принимать и относиться уважительно к иной системе ценностей, иному мировидению и мировоззрению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Особенности проявления памяти
Память - это процессы зап9минания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память — это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно. Память создает условия дл ...

Связи творчества с другими сферами
Многие авторы утверждают, что творчество тесно связано с мышлением, на что существует несколько точек зрения: 1. Мышление - психический прочес отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. 2. Мышление- это процесс отражения объектов и творческое преобразование их субъекти ...

Коррекционно-логопедическая работа с детьми
Речевые нарушения у детей с дефектами зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. При отсутствии логопедической помощи дети с нарушениями зрения пополняют группу детей академического риска из-за высокой вероятности возникновения стойких специфических трудностей пр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru