Таким образом, компетентность – это специфическое образование, характеристика личности, свидетельствующая об её способности и готовности выполнять какие-либо функции в пределах определенных компетенций. Компетенция – это информационная осведомленность, наличие знаний, умений, способов деятельности в конкретной предметной области, с одной стороны, а также совокупность полномочий и прав, с другой стороны. Мы считаем, что отождествлять понятия «компетентность» и «компетенция» нецелесообразно, так как в профессионально-педагогической практике они несут разную смысловую нагрузку. Хотя ряд исследователей (А.А. Петров, В.Г. Горчакова, С.Е. Шишов и др.) часто употребляют эти понятия как конгруэнтные дефиниции. Компетентность – более широкое, более емкое понятие, чем компетенция. Компетентность учителя как интегративная характеристика складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций. Можно утверждать, что определенным образом структурированная совокупность компетенций выступает основанием становления компетентности как профессионально-личностной черты учителя.
Профессиональная компетентность учителя – это основной показатель его профессионализма как особого интегративного образования личности, проявляющегося в многообразной и многогранной педагогической деятельности.
Компетенция – «круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом», а компетентность – «обладание компетенцией, т.е. знаниями, позволяющими судить о чем-либо». Таким образом, различие в понятиях компетенция и компетентность состоит в том, что последняя из этих дефиниций носит субъективированный характер. То есть компетентный специалист – это субъект, владеющий определенными компетенциями (знаниями, умениями, способами действия, моделями поведения, опытом), позволяющими ему результативно осуществлять профессиональную деятельность в определенной области. Субъектность профессионально-педагогической компетентности определяет особую специфику данного явления, зависящего от личностных качеств носителя педагогической профессии. Анализ различных подходов к определению сущности профессионально-педагогической компетентности стал той базой, которая позволила нам рассмотреть в качестве видового понятия «игровую компетентность» учителя.
Исследователи утверждает, что компетентность - это состояние адекватного выполнения задачи; для компетентного специалиста характерно наличие аналитического мышления, позволяющего ему критически относиться к содержанию и характеру деятельности, способам ее осуществления, принятию решения; компетентность подразумевает постоянное расширение общекультурного и профессионального кругозора; предполагает содержательный и процессуальный компоненты. Нам близка идея, что компетентность - мобильность знания, плюс гибкость метода, плюс критичность мышления.
Н.В. Кузьмина в числе общих признаков компетентности преподавателя справедливо указывает, наряду с владением специальными знаниями, владение специальными умениями, специальные свойства личности и характера.
На основе «модели профессионального пространства» Н.В. Кузьминой, Е.И. Рогов формулирует сущность профессиональной компетентности учителя как «совокупность физических, психических, личностных и социальных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач».
Нам близка позиция исследователей (Е.В. Попова, Н.Е. Костылева), рассматривающих профессионально-педагогическую компетентность как максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющих достичь качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся. Профессионально-педагогическая компетентность рассматривается как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции социально-педагогического опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающих готовность учителя к выполнению профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность специалиста с высшим образованием - это сложная единая система внутренних психических состояний и свойств личности специалиста…эта система не поддается прямому наблюдению, а проявляется косвенно в процессе и результате профессиональной деятельности (Ю.В. Варданян).
Другое по теме:
Иноязычный текст как объект понимания
В методике обучения иностранным языкам текст рассматривается как средство обучения, относясь к такой его разновидности, как учебные материалы. С этой точки зрения текст, будучи продуктом речи, есть любая последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением. Т ...
Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деят ...
Образование как социально-культурный феномен и педагогический процесс
Проблема места и роли образования в обществе обусловлена самой человеческой природой. В живой природе человек сам по себе является феноменом, это признается большинством философских учений, в том числе и совсем не гуманистической направленности. Человек как творение и как существо является типичным ...