Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Страница 6

Реализация игровых технологий предполагает ответственность будущего учителя не только за качество усвоения предметного материала, но и за самочувствие ребенка, группы школьников в игровой ситуации, за реализацию их потенциальных возможностей, за предупреждение конфликтов и личностных деформаций.

В состав личностного компонента была включена креативность будущего учителя. Эта характеристика достаточно традиционна в профессиограмме учителя, хотя термин креативность появился только в 60-е гг. 20 века в работах американских и английских психологов. Особая значимость креативности будущего учителя при проектировании, использовании, коррекции игровых технологий совершенно очевидна. Игровая ситуация связана с добровольностью, свободой участников игры, с отсутствием принуждения, с самореализацией потенциала каждого. Креативность тесно связана с субъектностью, с независимостью студентов, с критичностью и самостоятельностью их мышления. Креативность, как личностный компонент игровой компетентности, может проявляться на разных уровнях: преобразование и создание новых игровых технологий; включение творческих элементов в известные дидактические игры; креативность проявляется также в самоизменении, в применении новых приемов для стимулирования участия школьников в игре и т.д. Для креативности характерно:

- способность продуцировать оригинальные идеи при непосредственном включении в разнообразные образовательные ситуации;

- способность увидеть объект под новым углом зрения;

- гибкость, мобильность мыслительных процессов, их интеллектуальное своеобразие.

Креативность определяет так называемое «дивергентное мышление» (Дж. Гилфорд), готовое отступить от традиционных подходов при проектировании альтернативных вариантов в отличие от «конвергентного» мышления ориентированного на традицию, на известное решение проблемы.

Применение игровых технологий позволяет показать студентам ценность творческого мышления, поощрять проявление независимости, критичности, инициативы, стимулировать конструктивную критику. Студенты также знакомятся с факторами, подавляющими развитие креативности: принуждение детей к конформизму, поощрение конформизма, ригидность учителя («вязкость» его мышления, неспособность переключиться на другой подход, доминирование штампов, стереотипов), подавление инициативы, самостоятельности, жесткая ориентация на успех, постоянное оценивание, проявления сарказма и насмешек, враждебное отношение к личности с развитым дивергентным мышлением (Р. Халман).

Для будущих учителей важно понять механизм развития креативности, уяснить взаимосвязь творчества и подражания. Путь к творчеству идет через ряд этапов: подражание (копирование), творческое подражание, подражательное творчество, подлинное творчество. Таким образом, креативность постепенно развивается при включении субъекта в творческие виды деятельности.

Важнейшим интра- и интерпрофессиональным качествам, обеспечивающим эффективную реализацию игровых технологий, является толерантность студента. Различные конфликты, инциденты, возникающие в игровой ситуации, зачастую связаны с нетерпимостью участников игры к поведению, поступкам, эмоциональным реакциям других людей. Проблема, возникшая в игровой ситуации, переносится в реальные межличностные отношения. Поэтому не случайно в состав личностного компонента игровой компетентности мы ввели такое необходимое профессиональное качество как толерантность. Выдающийся российский педагог С.И. Гессен считал наивысшей добродетелью учителя его терпимость к мировоззрению другого человека, признание его ценности. Толерантность проявляется как личностное качество в отношении к убеждениям, взглядам, позициям, реальному поведению различных людей. Педагогическая толерантность – это готовность учителя принять другую позицию, идеологию, установка педагога на поиск объединяющих, а не разъединяющих субъектов образовательного процесса идей, направленность учителя на гибкие тактики поведения и реагирования, в частности при реализации игровых технологий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Диагностика уровней сформированности вежливости детей старшего дошкольного возраста
В данном параграфе нами описаны ход и результаты констатирующего эксперимента, целью которого являлось определение уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проводился с 01 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г На первом этапе был проведен I констатирующий ...

Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Розой Евгеньвной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИ ...

Содержание экспериментальной работы по развитию речи младших школьников
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы развитие речи младших школьников, было проведено исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе 2 классов МОУ Погорельской общеобразовательной школы. Экспериментальная работа проводилась на баз ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru