Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Страница 8

Педагогическая рефлексия - это не только анализ сегодняшних поступков, чувств, но и обращение к своему прошлому опыту, помогающее будущему учителю лучше почувствовать особенности детства, юности, что особенно важно при организации игры. Рефлексия позволяет студентам также "увидеть себя глазами ученика", воспринять внутренний мир ребенка, мотивы его поведения, интересы, потребности, чувства, помогает предвосхищать события.

В состав личностного компонента игровой компетентности включена также эмпатия как способность наиболее адекватно отзываться на чужие эмоциональные переживания. Игровая ситуация всегда связана с эмоциональным напряжением, с открытостью, с незащищенностью участников, поэтому, естественно, только учитель, у которого сформирована эмпатия на достаточно высоком уровне, способен помочь ребенку установить гуманистические межличностные отношения. Эмпатия происходит от греческого «pathos» - сильное и глубокое чувство, и в дословном переводе означает вчувствование внутрь. Понять сущность эмпатии можно только на основе синтеза педагогической информации с информацией, полученной из курсов общей, возрастной, педагогической, социальной психологии. Эмпатия как способность почувствовать состояние, настроение, чувства другого человека, понять его нужды, установки, ожидания, необходима для предупреждения конфликтных ситуаций, возникающих в игре, для создания доброжелательной атмосферы, для принятия учителем особой игровой позиции. Эффективное использование игры предполагает выразительность, эмоциональность, гибкость поведения студента.

Существенным моментом в анализе эмпатии является осознание студентами единства понимания, переживания и перевоплощения в другого человека. В.Леви дает следующую образную формулу эмпатии: «чтобы понять другого, нужно проникнуться его ценностями, пропитаться его значимостями, т. е. вжиться в его мир». Анализ позиции Леви вызвал размышления студентов о профессиональной деятельности, попытки соотнести эти положения с непосредственными впечатлениями педагогических практик. Более точно понять эмпатию помогло обращение к гуманистической психологии - рассмотрение характеристик, выделенных К. Роджерсом:

в процессе эмпатии собственной позиции сохранение психологической дистанции;

наличие сопереживания, а не просто эмоционального отношения (симпатии);

динамичный (процесс, действие), а не статичный (состояние, способность) характер феномена эмпатии, то есть постоянная чувствительность к меняющимся переживаниям другого.

В игровой ситуации эмпатия учителя ориентирована на поддержку ребенка в решении его проблем, на более продуктивное общение, на стимулирование веры школьников в свои возможности, на предупреждение возможных конфликтов. Эмпатия помогает будущим учителям реализовать также психотерапевтическую функцию игры. Студенты высоко оценивают способность к эмпатии, помещая эту характеристику на одну из первых трех позиций среди важнейших качеств, позволяющих эффективно организовать игру.

Игровая компетентность также может носить потенциальный или реальный характер, быть открытой или латентной. Особенностью игровой компетентности выступает также её противоречивость - противоречие между стабилизацией инвариантной стороны и динамичностью вариативной. Неизменность (инвариантность) касается сущности данного феномена: игровые технологии должны стать устойчивой профессиональной ценностью выпускников педагогического университета, занимать приоритетные позиции в ценностной иерархии. Положительное восприятие игровых технологий будущими учителями является стабильным. Вариативность связана с постоянным обновлением содержательного аспекта игровой компетентности, с появлением новых игровых технологий. Вариативность зависит от социально-культурных условий, от наличия инноваций, от традиций конкретного образовательного учреждения. Вариативность показывает, что игровая компетентность - это изменчивое социокультурное и профессионально-личностное образование.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Методы работы с аутентичными текстами
Аутентичные тексты, используемые в учебном процессе, призваны акцентировать внимание учеников на типичных сторонах действительности страны изучаемого языка с целью знакомства с бытовыми и культурными реалиями жизни и особенностями речевого поведения носителей изучаемого языка. Последовательность ра ...

Приемы, условия и средства предупреждения дисграфии у детей с нарушениями речи
Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпос ...

Результаты изучения сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ТНР и у старших дошкольников массовых групп дошкольных учреждений
На первом этапе была проведена диагностика знаний детей. Методика включала в себя несколько серий заданий. Серия 1 проводилась с целью исследовать знаний ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека. Давались следующие задания: Задани ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru