Основной отвечающий, услышав подсказку ученого знатока, данную с согласия преподавателя, использует ее в своем ответе. По возможности основной отвечающий должен пытаться расширить ответ, отмечая значение разбираемой научной категории. Как только завершается опрос по восемнадцати наименованиям карточки (с 1-го по 10-е и с 13-го по 20-е включительно), преподаватель вновь вводит в работу ведущего консультанта, который озвучивает по 2 версии, правильную и неправильную, по одиннадцатому и двенадцатому понятиям карточки. Если он не справляется со своей ролью, то также может переводиться в разряд ученого знатока. Основной выступающий выбирает ту версию, которую он считает верной. На этом участие основного отвечающего в деловой игре полностью завершается, и он покидает аудиторию. Место основного выступающего теперь занимается бывшим ученым знатоком, который также поэтапно отвечает по одному из вопросов в билете, а затем – по карточке терминов и понятий. Ответивший также выходит из аудитории. Ведущий консультант, квалифицированно справившийся со своей функционально-игровой ролью, покидает помещение вместе с 4-м по счету основным отвечающим (бывшим ученым знатоком). Получает автоматическую оценку "отлично" досрочно за экзамен по "Экономике".
Заключительная часть деловой игры
В целях повышения эффективности образовательного процесса необходимо четко определить критерии оценки ответа учеников, которые доводятся до их сведения уже на предварительно-организационном этапе.
1. "5" ("отлично"), если дает достаточно глубокий, полный, завершенный ответ по вопросу экзаменационного билета и отвечает самостоятельно на 18 терминов и понятий из 20 имеющихся в карточке. При этом по двум терминам и понятиям он отвечает, опираясь на подсказку со стороны. Если в роли ученого знатока ученик набрал в совокупности 14 баллов и самостоятельно изложил правильную и квалифицированную трактовку оставшихся у него в карточке терминов и понятий, то он также получает оценку "отлично".
2. "4" ("хорошо"), если дает достаточно глубокий, полный, завершенный ответ по вопросу билета и отвечает самостоятельно по 14 терминам и понятиям в карточке из 20 имеющихся. В 6 случаях он предлагает свою трактовку терминов и понятий, опираясь на помощь со стороны. Если в роли ученого знатока школьник набрал 10 баллов, то самостоятельно должен ответить дополнительно на 4 термина, по остальным 6 терминам также используется подсказка со стороны.
3. "3" ("удовлетворительно"), если ученик отвечает на вопрос билета по существу, но не способен дать достаточно глубокий, полный и завершенный ответ, а также отвечает на 10 терминов и понятий самостоятельно или же набирает 10 баллов, играя роль ученого знатока.
4. "2" ("неудовлетворительно"), если обучающийся не может ответить на вопрос билета по существу или же не смог самостоятельно ответить на 10 терминов и понятий, не принимал активного участия в деловой игре.
Предложенные критерии оценки уровня подготовленности старшеклассников по курсу "Экономика" являются примерными, могут меняться другими преподавателями по их желанию. Разработанные критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, отвечают принципам гуманизма и демократического подхода к организации учебного процесса в общеобразовательной школе. Максимально стимулируется участие старшеклассников в деловой игре на основе интерактивного учебного взаимодействия между собой и учителем. В настоящее время многие учителя ищут разнообразные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаются от стандартных. Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, можно выделить деловую игру, так как она активизирует мыслительную деятельность школьников, развивает творческие способности. Все с большим успехом деловые игры вызывают интерес у участников. Данный вид контроля на наш взгляд наиболее эффективно помогает оценить знания учащихся по дисциплине «Экономика», а также воспринимается самими учащимися гораздо спокойнее, чем контрольное занятие другого вида, непроизвольно несущее в себе напряжение и в какой-то степени нагнетающее страх.
Другое по теме:
Сложности профессионального самоопределения
Процесс профессионального самоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию ...
Урок
как основная форма обучения изобразительной деятельности детей с умеренной и
тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать нескол ...
Формирование ценностных ориентаций сельских школьников
Анализ ведущих тенденций социокультурного развития сельской молодежи, их жизненных ценностей, социальных ориентиров, отношения к базовым социальным ценностям предоставляет богатый материал для постановки и решения новых педагогических проблем. Сельская молодежь является перспективной группой сельск ...