Педагогика и воспитание » Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения » Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения

Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения

Страница 6

- На четвертом уровне сформированности речи находится 1 ребенок — Кирилл В. Экспрессивная речь ребенка крайне ограничена, имеются значительные нарушения в соотнесении слова — образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. С заданиями, направленными на выявление качественной стороны грамматического строя речи, ребенок не справляется, не выполняет он и задания на слуховую дифференциацию звуков.

Рисунок 3. Уровни сформированности речи у дошкольников с сочетанными зрительно-речевыми нарушениями

Таким образом, диагностика речевого развития дошкольников с ОНР и с нарушениями зрения показала ряд проблем, которые требуют коррекции: неравномерный темп речи, её недостаточная выразительность; недостаточное развитие артикуляционной моторики; нарушение звукопроизношения; ошибки слоговой структуры многосложных слов; уровень развитие лексики, грамматики и связной речи ниже возрастной нормы. Так как все перечисленные недостатки речевого развития у детей с нарушениями зрения более выраженные, следовательно им требуется дополнительная работа и особый подход в процессе логопедической коррекции.

Актуальность темы данного исследования была подтверждена в результате анализа теоретических источников и данных констатирующего эксперимента.

Теоретический анализ материалов по проблеме речевого развития детей с нарушением зрения показал, что в следствие нарушения деятельности зрительного анализатора у детей с дефектами зрения проявляется своеобразие речевого развития, которое выражается в системном нарушении всех структурных компонентов языка. Формирование речи детей с нарушением зрения протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением, в результате чего дефект зрения становится первичным, влияющим на формирование речевых и неречевых функций. Зрительно-сенсорная недостаточность сказывается на развитии речевой системы в целом и проявляется в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств. Однако развитие детей с сочетанными нарушениями зрения и речи подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормально развивающегося ребенка. Из этого следует, что дети со зрительно-речевыми нарушениями имеют большие потенциальные возможности для коррекции данных нарушений при условии включения в специальное коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

Диагностика речевого развития дошкольников логопедической группы с нарушениями зрения создала основу для выявления особенностей системных нарушений речи у детей с ОНР и дефектами зрения и определения дифференцированных направлений коррекционной работы. Результаты проведенной комплексной диагностики показали, что у большинства дошкольников с сочетанным зрительно-речевым дефектом третий уровень сформированности речи. У детей отмечается недостаточность активного и пассивного словаря, не сформирована предметная соотнесенность слов, не развиты обобщающие понятия; связная речь нарушена, аграмматична, ребенок пользуется одно-двухсловными предложениями; диагностируются множественные нарушения звукопроизношения, недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. Таким образом, анализ полученных в ходе констатирующего эксперимента данных подтвердил сложность структуры дефекта группы детей со зрительно-речевым нарушением, а также показал необходимость дифференцированной коррекционно-логопедической работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другое по теме:

Виды мышления
Мышление делится на теоретическое и практическое. Теоретическое включает в себя понятийное и образное. А практическое – наглядно-образное и наглядно-действительное. Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, вып ...

Формы представления алгоритма
Алгоритм должен быть формализован по некоторым правилам посредством конкретных изобразительных средств. К ним относятся следующие способы записи алгоритмов: словесный, формульно-словесный, графический, язык операторных схем, программа (алгоритмический язык). Словесный способ представления несложен, ...

Характеристика наиболее известных дидактических систем и авторских школ
В 80-х гг. прошлого века явно обострилось несоответствие между результатами, которые давало образование и насущными потребностями времени. На путях поиска альтернативы массовому традиционному образованию сложились современные дидактические системы и авторские школы. В.А. Сластенин так определяет эт ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru