Педагогика и воспитание » Коррекция духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения » Определение понятия «духовно-нравственные качества»

Определение понятия «духовно-нравственные качества»

Страница 1

Для того чтобы определить, что такое «духовно-нравственные качества», необходимо проанализировать понятия: «Духовность», «Нравственность» и «Качество».

В истории философии содержание духовности определяется как «человеческое в человеке», « то, что отличает человека, что присуще только ему». Духовность означает переживаемую и осознаваемую причастность к человеческой общности, приобщение к родовой сущности человека.

В традиционном философском понимании духовность включает в себя три начала – познавательное, нравственное, эстетическое. Сердцевиной духовности является нравственность.

В психологической науке духовность рассматривается как высшая подструктура человека, регулирующая его поведение, деятельность и взаимоотношений с другими людьми, важнейшими психологическими характеристиками которой являются: ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения.

В филосовско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творческим созидательным характером его жизнедеятельности, с включением человека в мир культуры.

В 1989 году в словарь по этике включена статья о духовности, в которой подчёркивается, что духовность – специфическое человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, это позиция целостного сознания. Она характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью. Духовность как действенное проявление человеческого духа несводима ни к «психическому» - высокому свойству высокоорганизованных, наделённых мозгом биологических систем, ни к «интеллектуальному» - познавательному механизму психики.

Р.Л. Лившиц делает выводы о том, что духовность — это такая жизненная позиция личности в мире, в которой реализуется её внутренняя свобода и творческое начало. Открытость личности навстречу миру — такова сущность духовности.

«Духовность есть такая смысложизненная позиция личности в мире, которой человек открывает себя миру, а также другому человеку как единственному носителю родовой человеческой сущности. Духовность заключена в устремлении к социально-позитивным гуманистическим ценностям, в ней происходит развитие родовой сущности человека.

С.Л. Франк [61] трактует духовность как некую надындивидуальную реальность, в которой пребывает каждый (православный) христианин.

Представляет интерес точка зрения В.В. Знакова, который говорит о том, что «духовные состояния противостоят материальной природе человека и мира: к вершинам духовного бытия субъект поднимается в редкие моменты интеллектуальных озарений и разрешения нравственно трудных этических конфликтов».

А.И. Подберёзкин определяет духовность, как «преобладание высших духовных моральных интересов над материальными, наличие высоких гражданских этических, эстетических идеалов».

А.Я. Канапацкий подчёркивает, что духовность характеризуется стремлением стать нравственным абсолютом, и невозможностью достижения этой цели в силу того, что это стремление по своей сути бесконечно.

Заслуживает внимания рассмотрение данной проблемы В.А. Черкасовым, который под духовностью понимает «потребность и способность личности к творчеству в различных сферах культуры (материальной, духовной, соционормативной): потребность и способность «быть для других»; потребность в свободе, потребность в самореализации, способность к самообразованию и саморазвитию (результат педагогической деятельности)».

И.В. Силуянова рассматривает духовность как способ жизнедеятельности человека и даёт следующее определение: «Духовность — способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность».

Н.Г. Дмитриева считает, что «Духовность личности — система её ценностей, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире, о себе, о добре и зле, всё то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся и от чего грустим. Это наш духовный мир».

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Дифференциация в обучении старшеклассников
Дифференциация в курсе информатики просто необходима, сейчас в современном мире, все больше происходить изменение стериатипов обучения не только предмета информатика, но и многих других. Современные школы переходят на уровневую дифференциацию. Для того чтобы лучше разобраться как проходило изменени ...

Диагностика уровня сформированности некоторых привычек нравственного поведения
Для того чтобы составить программу нравственного воспитания детей средней группы, необходимо провести диагностику уровня сформированности привычек нравственного поведения. В нашем исследовании приняли участие 10 детей второй средней группы ДОУ № 31 г. Сызрани (5 девочек и 5 мальчиков), возраст выбр ...

Карандаш цветной
Цветные карандаши существуют почти так же давно, как и простые графитные. Карандаши цветные - идеальное средство для овладения секретами цвета. Ими пользовались великие колористы и знаменитые иллюстраторы. Они позволяют решать живописные задачи без лишних усилий. Цветными карандашами также можно до ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru