Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Страница 8

возможность научного подхода к изучению истории, так как учебные курсы были перегружены обилием фактического материала, который должен был просто механически запоминаться.

С.Ф. Платонов, когда ознакомился с данным вариантом программы, заявил, что если все оставить в предложенном виде, то история совсем потеряет свою значимость, и в этом смысле увеличение часов на изучение курса не имеет смысла.

После долгих и продолжительных споров комиссия приняла решение – программу изменить, а так как времени на разработку не было, то за основу решено было взять программу 1902 года как наиболее приемлемую.

В январе 1913 года откорректированная программа 1902 года была преподнесена министру в качестве новой (см. приложение 2). Здесь среди исследователей проблем школьного исторического образования, таких как М.Г. Белофост, В.А Ищенко и др., возникли разногласия по проблеме автономности программы 1913 г., т.е. считать ли вышеуказанную программу копией 1902 г.

Чтобы разобраться в данной проблеме необходимо проанализировать программу 1902 г. Концептуальной основой программы исторического курса была теория официальной народности: служба царю и государству, безраздельная вера в бога – именно это и должно было стать руководящим началом в жизни подрастающего поколения.

При такой постановке задач образования и воспитания не могло быть и речи о развитии мыслительной деятельности учащихся. Не случайно доминирующим в «Программе» 1902 г. было обращение взора учеников к «идеальному прошлому». Эта идеализация привела к тому, что многие факты из истории России были изъяты при составлении курсов. Исчезло время дворцовых переворотов, опричнина, взаимоотношения России с другими странами и т.д.

«Программа» была составлена таким образом, что полностью исключалась возможность получить характеристику государственных форм правления. Более того, само понятие «государство» в данной редакции документа отсутствовало. Курс истории, отраженный в программе, представлял собой материал, в котором пищи для размышлений не содержалось. И это вполне объяснимо, так как составители программы руководствовались указаниями царского правительства. Официальной государственной властью знания расценивались как источник своеволия, поэтому её вполне устраивала схема триады: «Бог», «Царь», «Отечество».

Современники отмечали отсутствие в программах рациональности. Например, преподаватель одной из гимназий в Варшаве говорил: «Народу, создавшему великое государство, нет нужды прикрывать темные стороны своего прошлого». Однако, ситуация с программами не изменялась.

Такое положение дел с изложением исторического материала привело к тому, что у учащихся складывались отрывочные представления о прошлом своей страны. Общественность также не была удовлетворена сложившейся ситуацией и пересмотр программ был явно неизбежен, что и было подтверждено всем ходом дальнейших событий. Программы по истории обсуждались в 1905, 1907, 1911, 1912, 1913 годах, но ожидать серьезных изменений не приходилось. Так, структура курсов по русской истории, согласно программе 1913 г., делилась на три концентра. Изучение истории начиналось с элементарного курса Отечественной истории и заканчивалось во втором классе в первом полугодии. В третьем классе Отечественная история не изучалась. Систематический курс русской истории начинался с четвертого класса и включал в себя период, начиная с первобытных времён и до правления Ивана IV. С пятого класса изучалась история времени Ивана IV и до Екатерины II. Изучение русской истории заканчивалось в шестом классе. В седьмом и восьмом классах шло повторение всего пройденного материала. Таким образом, курс русской истории складывался из трёх частей:

♦ – элементарный,

– систематический,

– повторительный с дополнениями.

Составленный курс русской истории основывался на указаниях Министерства народного просвещения, в результате чего оказался сокращенным и упрощённым: был сокращён именно тот материал, который мог дать повод для размышления, сопоставления, вывода. Из курса истории России XVIII–XIX вв. оказались удалены сведения об острых общественных противоречиях, революционных выступлениях, народных волнениях. В более драматическом положении оказался период первобытнообщинного строя, т.к. он остался вообще вне изучения.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Другое по теме:

Исследование умственно отсталых школьников к профессиональной деятельности
Этапы проведения исследования профессиональных предпочтений школьников. Исследование проводилось в период с15.09.2010. по 17.10.2010г. в реабилитационном центре «Росинка» в п. Цасучей из них: 4 мальчика и2 девочки. Были обследованы школьники 12-17 летнего возраста с диагнозами легкая степень умстве ...

Формирование умственных действий младших школьников
Одним из эффективных способов развития мышления младших школьников - целенаправленное формирование у них умственных действий в процессе обучения. Процесс формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину, представляется следующим образом: 1. Ознакомление с составом будущего действия в практическ ...

Воспитание и обучение умственно отсталых детей
В настоящее время в нашей стране для воспитания и обучения разных категорий детей с отклонениями в развитии работают разнообразные учреждения государственного и частного характера. Это особые детские сады и особые группы при обыденных детских садах, особые школы и школы-интернаты, а также особые кл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru