2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;
3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий.
Среди факторов, формирующих здоровье, большое значение имеют "школьные факторы". Их доля влияния на показатели здоровья школьников составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается в 10-15%. Роль так называемых "школьных" факторов риска можно продемонстрировать данными, приводимыми рядом исследователей. Изучения состояния здоровья старшеклассников, обучающихся в лицеях, показала, что по сравнению с контрольной группой лицеисты имели худшие показатели здоровья. Все это позволяет сделать вывод, что интенсификация обучения, неподкрепленная системой оздоровительных мероприятий, приводит к значительно более выраженным изменениям в состоянии здоровья. Между соматическим и психическим здоровьем существует прямая взаимосвязь: раннее повреждение центральной нервной системы, т.е. нарушенное психическое здоровье у ребенка, является основной причиной различных отклонений в функционировании всех систем организма и развития хронической патологии, и наоборот, соматические заболевания маскируют психические расстройства, хронические недуги сопровождаются вторичными нарушениями психического здоровья.
Причины нарушения осанки у школьников довольно типичны. В первую очередь, им способствуют физиологические причины. Особенно это касается мальчиков, у которых часто непропорциональное развитие грудных мышц и верхних мышц спины влечет за собой сутулость, так как более сильные грудные мышцы оттягивают плечи вперед. При этом увеличивается грудной кифоз (задний изгиб позвоночника) и голова начинает выдаваться вперед. У девочек эта причина выражена слабее. Для всех подростков характерно отставание роста мышц от роста костей скелета. В сочетании с нахождением в неправильных позах и недостаточной физической нагрузкой это приводит к нарушениям осанки. Для подростков важна грамотная физическая активность не реже трёх раз в неделю, чтобы уменьшить выраженность этого дисбаланса. У школьников осанка ещё нестабильна, ещё идет активное развитие поддерживающей мускулатуры спины, живота и нижних конечностей.
Другой причиной можно назвать условия в школе и дома: несоответствие размеров мебели росту школьника, что вынуждает его горбиться, и недостаточное освещение. Нарушения осанки школьников могут быть вызваны ношением тяжелых сумок с учебниками на одном и том же плече, в одной и той же руке.
Нередко причиной ухудшения осанки является состояние психики ребенка, обусловленное нервным напряжением или конфликтом. Ребенок непроизвольно втягивает голову в плечи, горбится, стараясь спрятаться от неприятной ситуации. Специальный массаж при нарушении осанки такого типа поможет предотвратить искривление позвоночника и снимет нервное напряжение.
Другое по теме:
Возрастные особенности учащихся 6 класса
В период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет) идет подростковый возраст, отрочество. В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность - подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управл ...
Приёмы формирования фонетико- фонематической стороны речи
В своей работе мы использовали следующие приемы логопедической работы: Массаж. - Дифференцированный логопедический массаж (для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата). Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мыш ...
Пути сплочения коллектива
У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее интересное дело. Трудно создавать коллектив, если цель, да и вся деятельность неинтересна ребятам. Работа по достижен ...