Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Включенность личности в коллектив

Включенность личности в коллектив

Страница 4

Наряду с этим наблюдаются и некоторые специфиче­ские различия ориентации на факторы в зависимости от ка­тегории групп, в частности от особенностей их контингента Это прежде всего разный характер падения включенности от фактора к фактору. Так, для высокоорганизованных коллек­тивов (первая категория) характерен довольно плавный пе­реход, незначительное снижение от фактора к фактору. Убы­вание включенности носит постепенный, «мягкий», пропорци­ональный характер. В группах низкой организованности (вторая категория) этот переход более резок, быстро пада­ет включенность лиц от фактора к фактору, происходит скач­кообразный спад, дисгармония включенности.

Иначе обстоит дело в группах «трудных» (3-я катего­рия), где по всем факторам, кроме «единства действий» и «стрессоустойчивости», наблюдается ярко выраженная дис­пропорция падения включенности, а по факторам «единство. действий» и «стрессоустойчивость», напротив, наблюдается резкое возрастание включенности. Это отклонение в группах «трудных» подростков можно объяснить, если учесть специ­фичность этих групп, проявляющуюся в активном, самостоя­тельном стремлении «трудных» сохранить свою общность во­преки мнениям и даже действиям социального окружения. Видимо, как следствие этого мы наблюдаем чрезмерно высо­кое, гипертрофированное развитие уровня и значимости со­ответствующих факторов («единство действий», «стрессоус­тойчивость»), которые и определили специфический харак­тер распределения включенности.

На основании сопоставления данных анализа с данны­ми наблюдения можно считать, что оптимальным вариантом для организационных отношений является постепенное и про­порциональное уменьшение включенности. Благодаря этому, во-первых, уменьшается число лиц с нулевой включенностью («пассив») и тем самым материализуется функционирование всех факторов, что укрепляет структуру; во-вторых, в группе формируется установка на возможность универсального, широкого влияния индивидов на жизнь классного коллектива, что способствует усилению организационной инициативы снизу.

Коллектив расслаивает своих участников на четыре ка­тегории по направлению активности: 1) лица, вносящие только положительный вклад в организацию; 2) лица, влия­ющие только отрицательно; 3) лица нулевой включенности; 4) лица смешанной включенности (вносящие одновременно и положительный, и отрицательный вклад). Оказалось, что во всех категориях групп представлены все формы включен­ности; исключение составляют лидеры-дезорганизаторы, чис­ло которых в ряде категорий групп близко к нулю. Однако соотношение между категориями лиц по их величине зави­сит от уровня развития групп, их организованности.

Для оценки организованности необходимо еще рассмот­рение практического вклада каждой личности в органи­зацию.

Для групп 1-й категории характерно высокое совпадение включенности личности и уровня ее практического вклада в организацию. Так, абсолютное большинство индивидов (в группах первой категории — 85%) оказывают весьма эф­фективное практическое влияние на групповую деятель­ность; незначительная часть — 10% — влияет весьма скром­но; нулевое влияние составляет 2%; отрицательное влияние также незначительно — 2%, а тех, кто сводит на нет успехи, нет вообще.

Группам 2-й категории также присуща выраженная адекватность включенности и практического вклада, но с не­которыми отклонениями. В самом деле, число лиц с нулевой включенностью в данных группах самое низкое, а вот лиц, практически оказывающих нулевое влияние на групповую деятельность, значительно больше, чем в группах осталь­ных категорий. Для данной категории характерно также не­которое усреднение позиций практического влияния: так, слабо представлены как позиции наиболее сильного положи­тельного влияния — всего 15% лиц, так и позиции сильного отрицательного влияния — 1—5%. Смещение к середине по­зиций практического влияния объясняется, на наш взгляд, более высокой требовательностью к личности, а с другой сто­роны, известной разобщенностью организационных отноше­ний, зависящих в значительной мере от характера деятель­ности. Не случайно то, что это явление наблюдалось чаще всего в учебных группах, где преобладает индивидуально-совместная форма организации деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Развитие способностей у человека
Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Способности ...

Приёмы формирования фонетико- фонематической стороны речи
В своей работе мы использовали следующие приемы логопедической работы: Массаж. - Дифференцированный логопедический массаж (для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата). Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мыш ...

Примерное планирование учебного материала по математики в 5 классе, содержащие нестандартные задания из математического кружка
Учителю, преподающему в 5-6 классах, можно развивать логическое мышление учащихся придерживаясь следующих пунктов: 1.Выбранные задания должны быть посильными для детей. 2.Задания, отобранные для одного урока, должны быть разнообразными для воздействия на различные компоненты мышления; 3.Если ученик ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru