Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Включенность личности в коллектив

Включенность личности в коллектив

Страница 4

Наряду с этим наблюдаются и некоторые специфиче­ские различия ориентации на факторы в зависимости от ка­тегории групп, в частности от особенностей их контингента Это прежде всего разный характер падения включенности от фактора к фактору. Так, для высокоорганизованных коллек­тивов (первая категория) характерен довольно плавный пе­реход, незначительное снижение от фактора к фактору. Убы­вание включенности носит постепенный, «мягкий», пропорци­ональный характер. В группах низкой организованности (вторая категория) этот переход более резок, быстро пада­ет включенность лиц от фактора к фактору, происходит скач­кообразный спад, дисгармония включенности.

Иначе обстоит дело в группах «трудных» (3-я катего­рия), где по всем факторам, кроме «единства действий» и «стрессоустойчивости», наблюдается ярко выраженная дис­пропорция падения включенности, а по факторам «единство. действий» и «стрессоустойчивость», напротив, наблюдается резкое возрастание включенности. Это отклонение в группах «трудных» подростков можно объяснить, если учесть специ­фичность этих групп, проявляющуюся в активном, самостоя­тельном стремлении «трудных» сохранить свою общность во­преки мнениям и даже действиям социального окружения. Видимо, как следствие этого мы наблюдаем чрезмерно высо­кое, гипертрофированное развитие уровня и значимости со­ответствующих факторов («единство действий», «стрессоус­тойчивость»), которые и определили специфический харак­тер распределения включенности.

На основании сопоставления данных анализа с данны­ми наблюдения можно считать, что оптимальным вариантом для организационных отношений является постепенное и про­порциональное уменьшение включенности. Благодаря этому, во-первых, уменьшается число лиц с нулевой включенностью («пассив») и тем самым материализуется функционирование всех факторов, что укрепляет структуру; во-вторых, в группе формируется установка на возможность универсального, широкого влияния индивидов на жизнь классного коллектива, что способствует усилению организационной инициативы снизу.

Коллектив расслаивает своих участников на четыре ка­тегории по направлению активности: 1) лица, вносящие только положительный вклад в организацию; 2) лица, влия­ющие только отрицательно; 3) лица нулевой включенности; 4) лица смешанной включенности (вносящие одновременно и положительный, и отрицательный вклад). Оказалось, что во всех категориях групп представлены все формы включен­ности; исключение составляют лидеры-дезорганизаторы, чис­ло которых в ряде категорий групп близко к нулю. Однако соотношение между категориями лиц по их величине зави­сит от уровня развития групп, их организованности.

Для оценки организованности необходимо еще рассмот­рение практического вклада каждой личности в органи­зацию.

Для групп 1-й категории характерно высокое совпадение включенности личности и уровня ее практического вклада в организацию. Так, абсолютное большинство индивидов (в группах первой категории — 85%) оказывают весьма эф­фективное практическое влияние на групповую деятель­ность; незначительная часть — 10% — влияет весьма скром­но; нулевое влияние составляет 2%; отрицательное влияние также незначительно — 2%, а тех, кто сводит на нет успехи, нет вообще.

Группам 2-й категории также присуща выраженная адекватность включенности и практического вклада, но с не­которыми отклонениями. В самом деле, число лиц с нулевой включенностью в данных группах самое низкое, а вот лиц, практически оказывающих нулевое влияние на групповую деятельность, значительно больше, чем в группах осталь­ных категорий. Для данной категории характерно также не­которое усреднение позиций практического влияния: так, слабо представлены как позиции наиболее сильного положи­тельного влияния — всего 15% лиц, так и позиции сильного отрицательного влияния — 1—5%. Смещение к середине по­зиций практического влияния объясняется, на наш взгляд, более высокой требовательностью к личности, а с другой сто­роны, известной разобщенностью организационных отноше­ний, зависящих в значительной мере от характера деятель­ности. Не случайно то, что это явление наблюдалось чаще всего в учебных группах, где преобладает индивидуально-совместная форма организации деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Анализ и оценка авторских методик и систем упражнений по коррекции дисграфии
Е.Я. Яструбинская предлагает начинать коррекционную работу по устранению дисграфии с трех этапов . 1этап. Обследование будущих школьников на собеседовании. Задача – выявить детей с недостатками в звукопроизношении, несформированностью тех или иных психических функций. Обследование младших школьнико ...

Формы объединения воспитательной деятельности школы, семьи в осуществлении программы индивидуального развития ребенка
В практике школы нередки случаи несовпадения, иногда очень значительного, оценок ребенка учителями и родителя ми. В 5—10 классах процент несовпадений возрастает. Дело заключается отнюдь не в выявлении «виновных» такого взаимного непонимания: ясно, что вина лежит на воспитателях. Серьезность вопроса ...

Комплексные мероприятия экологического содержания в ДОУ
Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить мероприятия, которые использует дошкольный педагог в своей работе. Прежде всего, это комплексные занятия . Это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Их можн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru