Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Включенность личности в коллектив

Включенность личности в коллектив

Страница 3

С этой точки зрения саму личность можно характеризо­вать как организованную и неорганизованную, и в целом это позволяет говорить об организованном поведении лично­сти в коллективе. Следовательно, включенность следует рас­сматривать как механизм связи личности и коллектива.

В ряде работ, преимущественно социологических, про­водится мысль о том, что даже активная позиция личности, если она проявляется индивидуально, «без стыковки с дру­гими», т. е. только от себя, — недостаточна и тормозит раз­витие организации, усложняет самоуправляемость группы.

Включенность как механизм связи личности и коллектива позволяет выделить ряд социально-психологических особенностей, которые необ­ходимо учитывать воспитателям при формировании кол­лективов.

«Вписанность» каждого учащегося в коллектив опосредуется факторами самой организации. Это означает, что полная включенность требует высокого развития у учащих­ся известных свойств коллективизма, таких, как активность, принципиальность, инициативность, но это зави­сит не только от развитости этих качеств, но и от состояния свойств организованности самого коллектива, его направ­ленности, самоуправляемости, межгруппового единства ли­дерства, единства действий, стрессоустойчивости, межгруппо­вого единства. Развитые свойства коллекти­ва как бы проецируют на себя указанные черты личности учащегося, создают условия для активного их проявления, «поворачивают» личность в необходимый для коллектива ракурс. При этом одни свойства требуют большей полноты проявления тех или иных личностных черт, другие — мень­шей. Наиболее полно обусловливают включенность такие свойства, как направленность и самоуправляемость коллек­тива. Затем идут лидерство, единство действий, стрессоустойчивость, межгрупповое единство. Именно при такой проек­ции возникает та активность личности, которую называют сверхнормативной активностью . Она-то и со­ставляет существо самоорганизации коллектива.

Коллектив соотносит органи­зационное поведение личности последовательно со всеми факторами и на основе этого соотнесения оценивает лично­сти по степени их включенности в организацию.

Таким образом, коллектив оценивает своих членов че­рез призму включенности. При этом он оценивает их неоди­наково: одних — адекватно, т. е. соответственно реальным возможностям участия в коллективных делах, других слов­но бы «не замечает», причем это не обязательно совпадает с социометрическими выборами по деловому и эмоциональ­ному критерию.

Высокое развитие свойств облегчает коллективу воз­можность согласованно отражать существенные качества личности. Из всего многообразия черт личности положитель­но оцениваются прежде всего те, которые непосредственно способствуют укреплению коллектива (отрицательно — раз­рушению его). Согласованность в глубине и полноте поло­жительных оценок учащихся коллективом создает устойчи­вую морально-психологическую атмосферу определенности, позволяет личности надежно ориентироваться в своем пове­дении.

Достаточно адекватное понимание коллективом личности существенно влияет на межличностные отношения, от­ношения ответственной зависимости в плане становления до­верия, сотрудничества, взаимопомощи.

Широта включенности по отношению к каждому факто­ру зависит от значимости данного фактора в социально-пси­хологической структуре коллектива. Так, наибольшее число выбранных для оценки лиц соотносится с фактором направ­ленности (морально-психологическое ядро коллектива).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Особенности деятельности государственных и негосударственных организаций в сфере образования
Роль образования в условиях постиндустриального общества заметно растет. На международном уровне концепция высшего образования находится в центре внимания ЮНЕСКО. О системном кризисе образования на Западе заговорили уже в конце 60-х гг. ХХ в. В России он обострен и связан с кардинальными изменениям ...

Особенности познавательной и учебной деятельности младшего школьника
Рассмотрение школьника как субъектов учебной деятельности основывается на тезисах Д.Б. Эльконина - ведущая деятельность ребенка (игра, учебная деятельность, личное общение и т.д.) протекает в определенной социальной среде, ситуации развития, что в совокупности формирует психические и личностные нов ...

Работа классного руководителя с родителями учащихся
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Работа с родит ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru