Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Включенность личности в коллектив

Включенность личности в коллектив

Страница 1

Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах. Способность личности действовать так, чтобы укреплять организованность коллектива, характеризует его оптимальную включенность в организацию.

В социальной психологии при изучении малой группы место человека в системе психологических отношений с дру­гими людьми рассматривается на уровнях социальных ста­тусов, ролевого поведения и жизненных позиций личности — исходных элементов социального опыта, которые в опреде­ленной мере отражают социально-психологическую характе­ристику личности в группе. Для изучения организованного коллектива в этой характеристике необходима и другая точ­ка отсчета, которая бы не только определяла место лично­сти в организационной структуре, но показала, как эта лич­ность непрерывно персонифицирует на себя организован­ность и осуществляет необходимые для сохранения органи­зации действия. Понятия микросоциологического уровня объ­яснений этой персонификации не дают.

Термин «включенность личности в организацию» сходен с рядом социально-психологических понятий, отражающих положение личности в коллективе, поэтому необходимо их соответствующее разведение. Так, ролевая концепция лич­ности, характеризующая роли как «предписанные . соци­альной организацией права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения», сосредоточивает внимание на «объективной стороне деятельности и поведе­нии личности .», когда «творческое начало в этой деятель­ности сводится исключительно к активности приспособления, адаптации». Включенность же пред­полагает успешное выполнение своей роли в группе, прояв­ление большей инициативы, чем та, которая ожидается от личности.

Социально-психологическое понятие «статус личности» также не может в полной мере дать объяснение организа­ционных отношений и взаимодействия человека в организа­ционной социальной общности, поскольку социометрический статус отражает только положение члена группы в системе межличностных отношений, определяемое числом предпоч­тений, отданных остальными членами группы по деловому и эмоциональному критерию, тогда как организованность коллектива в основном характеризуется отношениями нор­мативными — системой ответственных отношений и взаимо­действия во взаимозависимой деятельности.

Наиболее близким понятием, составляющим социально-психологическую характеристику личности, является «пози­ция личности» — «отношение человека к системе норм, пра­вил, шаблонов поведения .». Конечно, пози­ция личности в определенных аспектах характеризует ее ак­тивность в организационной системе. Но вместе с тем орга­низационные отношения и взаимодействие членов коллекти­ва, находясь в постоянном видоизменении, как раз предпо­лагают отход от шаблонов, направленных на сохранение и поддержание организации (или, наоборот, на внедрение дез­организации).

Включенность следует понимать как адекватное или не­адекватное участие личности в жизнедеятельности коллек­тива, в реализации его целей. В случае адекватного участия у учащегося проявляются инициатива, активность, стремле­ние внести как можно больший вклад в коллективные дела, действовать так, чтобы поддержать «организационный дух» коллектива. В случае же неадекватного участия проявляет­ся либо безотчетное следование за коллективом («Я, как другие»), либо равнодушное отношение к нему вплоть до негативного («Ну, я вам покажу, вы меня еще узнаете .»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Два подхода к преподаванию математики и задача проектирования курса геометрии
Проблемы в самой математической науке неизбежно влекут за собой проблемы в преподавании математики. Пересмотр основ математики сильно отразился на преподовании геометрии, как на основе и историческом начале всей математики. Остро встал вопрос: «Как преподавать математику и в частности геометрию?». ...

Особенности изобразительной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Приоритет коррекционный и воспитательных задач в процессе обучения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности закономерен, поскольку школьники с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью обладают ограниченными возможностями овладения как з ...

Методика и организация обучения учащихся 7 класса вязанию крючком на основе метода проектов
Целью преподавания раздела "Художественная обработка материалов" в 7 классе является развитие художественно-эстетических способностей и личностных качеств учащихся, формирование у них знаний и умений по художественной обработке материалов, т.е. по технике филейного вязания крючком. Учащим ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru