Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Включенность личности в коллектив

Включенность личности в коллектив

Страница 7

2. Принцип деятельности. В соответствии с этим принци­пом развитие личности следует понимать не только как соз­дание комплексной многоплановой деятельности, но и как организацию совместной деятельности ребенка со взрослым и сверстников. Чтобы совместная деятельность ребенка отвечала задачам всестороннего развития личности, она должна быть:

а) подлинно совместной деятельностью, в которой воплоще­ны отношения ответственной зависимости;

б) социально значимой, интересной для детей

в) динамичной, осуществляющей изменение социальной ро­ли ребенка в процессе взаимодействия и функционирования;

г) эмоционально насыщенной коллективными переживаниями, дающими возможность для действенного сострадания неудачам и искренней радости сорадования успехам других людей.

3. Принцип коллективности. Уровень развития личности во многом зависит от уровня развития межличностных отношений группы, в которую она включена. Наиболее благоприятные ус­ловия для формирования общечеловеческих ценностных ориен­тации личности создает группа высокого уровня развития — коллектив. Для реализации принципа коллективности в школе могут быть использованы: групповые формы работы на уроке, ситуации совместных переживаний по поводу успехов и неудач группы.

4. Принцип личностного подхода. Согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т.п.) учащихся, т.е. выяснять, чем конкретный уче­ник отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу. Учет индивидуальных особенно­стей — это один из аспектов более общего, личностного подхода к школьнику. Следует выявить также, как представлен школьник в коллективе и как коллектив представлен в его личности.

Организация учителями и воспитателями учебно-воспита­тельного процесса как совместной деятельности должна соот­ветствовать следующим правилам.

1) предоставлять каждому школьнику возможность свободно­го выбора деятельности;

2) давать ученику возможность смены социальной позиции в процессе его жизнедеятельности;

3) побуждать учащихся ставить себя на место другого (при­менение механизма идентификации).

Наиболее эффективной формой организации учебно-воспи­тательного процесса является совместная деятельность, которая предоставляет возможность: — перейти от монологичного стиля общения к диалогично­му, от авторитарной формы отношений к отношениям, бази­рующимся на авторитете личности;

— осуществлять смену социальной позиции школьника с пассивно-ученической на "учительскую", что обеспечивает ин­дивиду реализацию своей "зоны ближайшего развития";

— задействовать механизмы: влияния на личность учаще­гося и группу через референтное лицо; идентификации.

Наиболее оптимальное развитие личности протекает в пол­ной семье с гармоничными отношениями между супругами и детьми. В основе таких отношений лежит психологическая со­вместимость.

Совместимость — способность членов группы согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности. Психологи выделя­ют несколько уровней совместимости:

1) психофизиологический — совместимость темпераментов, согласованность сенсомоторных действий;

2) психологический — совместимость характеров, стереоти­пов поведения;

3) социально-психологический — согласованность функцио­нально-ролевых ожиданий (члены группы должны представлять: что, как, с кем и в какой последовательности должен делать каж­дый участник группы для достижения групповых задач);

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru