Педагогика и воспитание » Обучение информатике на основе использования системы заданий, дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников » Требования к системе практических заданий, учитывающей профессиональную ориентацию старшеклассников

Требования к системе практических заданий, учитывающей профессиональную ориентацию старшеклассников

Страница 1

Мало выявить профессиональную ориентацию старшеклассников с помощью разнообразных психологических тестов и специальных методик, необходимо грамотно организовать учебный процесс на уроке информатики в старшей школе. Для этого нужно знать требования, которым должны отвечать все задачи и задания на уроке информатики, подобранные учителем в зависимости от профессионального выбора старшеклассника.

Существуют различные определения понятия задачи: А.В. Брушлинский, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Фридман к сущности задачи подходят через ее происхождение, которое связывают с возникновением проблемной ситуации.

«Проблемная ситуация, - находим у А.В. Брушлинского, - это довольно смутное, еще не очень ясное и малоосознанное впечатление, как бы сигнализирующее: что-то не так, что-то не то».

Л.М. Фридман характеризует проблемную ситуацию как некоторое затруднение, преграду, которую встречает человек в своей деятельности и хочет устранить. Преграда может заключаться в непонимании сути произошедшего, его причин, в незнании путей выхода из сложившейся ситуации, способов их поиска, в отсутствии необходимых умений и т. д. Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации и продвигается от выявления частичных и недостаточно осознанных фактов к выявлению более полного содержания ситуации, на базе которого формулируются данные и искомое, и, как только это сделано, получаем задачу в собственном смысле слова. Заметим, что таких задач по ходу анализа проблемной ситуации и поиска путей выхода из нее может формулироваться несколько, и каждая следующая будет уточнять предыдущую. Задача понимается как модель проблемной ситуации, причем не любое описание проблемной ситуации представляет собой задачу, ее формулировка должна удовлетворять определенным требованиям: в первую очередь, содержать необходимую информацию о данных и искомом (а не, например, перечень эмоций, испытываемых в подобных обстоятельствах).

Л.М. Фридман анализирует состав задачи и выделяет в ней следующие компоненты:

1. условие, которое содержит множество названных элементов и множество связей и отношений между ними;

2. требование, которое понимается как указание на цель решения задачи;

3. оператор, который представляет собой « совокупность тех действий (операций), которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее требование».

Ю.М. Колягин также выделяет еще и четвертую компоненту - базис решения задачи, что есть некоторая теоретическая или практическая основа решения.

Происхождение задачи Ю.М. Колягин связывает с существованием задачной системы и как о необходимом условии возникновения задачи говорит об осознании проблемности задачной системы, то есть существования в ней неизвестных элементов, отношений, связей.

Расхождение Л.М. Фридмана и Ю.М. Колягина по поводу определения задачи вызвано тем, что у Л.М. Фридмана сам термин « задача» обозначает определенную модель проблемной ситуации, и поэтому используется вне зависимости от того, испытывает ли данный человек какие-либо затруднения в ее решении, связан ли поиск и осуществление этого решения с некоторым умственным напряжением для него, то есть сопровождается ли процесс решения задачи созданием проблемной ситуации или, наоборот, данный человек уже неоднократно встречался с подобными задачами, способ их решения ему хорошо известен, у него выработаны все умения и навыки, необходимые для осуществления решения задачи. Ю.М. Колягин же полагает, что если в проблемной задачной системе выражена ситуация, которая не является для человека проблемной, то задачи как таковой для него не возникает. По сути, Ю.М. Колягин отождествляет задачу и проблемную ситуацию. Л.М. Фридман в этом отношении говорит о принятии или непринятии задачи. Непринятие задачи имеет место также и в том случае, когда человек выполняет ее решение, полностью довольствуясь привычными действиями, которые были выработаны при решении многих подобных задач.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Организация исследования формирования навыков владения мячом старших дошкольников
Исследование проходило на базе МДОУ № 55 г. Новомосковска Тульской области в период октябрь-ноябрь 2006 года. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6-летнего возраста. Из них 9 девочек, 11 мальчиков. Психическое и физическое развитие детей соответствует возрасту. Все ребята посещают детский с ...

Особенности мышления учеников вспомогательной школы при решении учебных задач
Учащиеся вспомогательной школы испытывают затруднения в осуществлении мыслительных действий, необходимых для решения учебных задач. Типичным для учеников–олигофренов является применение примитивных способов решение задач, основывающихся на поверхностном анализе их условий, установлении фрагментарны ...

Понятие "познавательный интерес" в разных аспектах
Целью данного параграфа является рассмотрение понятия "познавательный интерес" в историческом, психологическом и дидактическом аспектах. Рассмотрим историко-педагогический аспект формирования познавательного интереса. Так например Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитан ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru