Педагогика и воспитание » Обучение информатике на основе использования системы заданий, дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников » Требования к системе практических заданий, учитывающей профессиональную ориентацию старшеклассников

Требования к системе практических заданий, учитывающей профессиональную ориентацию старшеклассников

Страница 1

Мало выявить профессиональную ориентацию старшеклассников с помощью разнообразных психологических тестов и специальных методик, необходимо грамотно организовать учебный процесс на уроке информатики в старшей школе. Для этого нужно знать требования, которым должны отвечать все задачи и задания на уроке информатики, подобранные учителем в зависимости от профессионального выбора старшеклассника.

Существуют различные определения понятия задачи: А.В. Брушлинский, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Фридман к сущности задачи подходят через ее происхождение, которое связывают с возникновением проблемной ситуации.

«Проблемная ситуация, - находим у А.В. Брушлинского, - это довольно смутное, еще не очень ясное и малоосознанное впечатление, как бы сигнализирующее: что-то не так, что-то не то».

Л.М. Фридман характеризует проблемную ситуацию как некоторое затруднение, преграду, которую встречает человек в своей деятельности и хочет устранить. Преграда может заключаться в непонимании сути произошедшего, его причин, в незнании путей выхода из сложившейся ситуации, способов их поиска, в отсутствии необходимых умений и т. д. Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации и продвигается от выявления частичных и недостаточно осознанных фактов к выявлению более полного содержания ситуации, на базе которого формулируются данные и искомое, и, как только это сделано, получаем задачу в собственном смысле слова. Заметим, что таких задач по ходу анализа проблемной ситуации и поиска путей выхода из нее может формулироваться несколько, и каждая следующая будет уточнять предыдущую. Задача понимается как модель проблемной ситуации, причем не любое описание проблемной ситуации представляет собой задачу, ее формулировка должна удовлетворять определенным требованиям: в первую очередь, содержать необходимую информацию о данных и искомом (а не, например, перечень эмоций, испытываемых в подобных обстоятельствах).

Л.М. Фридман анализирует состав задачи и выделяет в ней следующие компоненты:

1. условие, которое содержит множество названных элементов и множество связей и отношений между ними;

2. требование, которое понимается как указание на цель решения задачи;

3. оператор, который представляет собой « совокупность тех действий (операций), которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее требование».

Ю.М. Колягин также выделяет еще и четвертую компоненту - базис решения задачи, что есть некоторая теоретическая или практическая основа решения.

Происхождение задачи Ю.М. Колягин связывает с существованием задачной системы и как о необходимом условии возникновения задачи говорит об осознании проблемности задачной системы, то есть существования в ней неизвестных элементов, отношений, связей.

Расхождение Л.М. Фридмана и Ю.М. Колягина по поводу определения задачи вызвано тем, что у Л.М. Фридмана сам термин « задача» обозначает определенную модель проблемной ситуации, и поэтому используется вне зависимости от того, испытывает ли данный человек какие-либо затруднения в ее решении, связан ли поиск и осуществление этого решения с некоторым умственным напряжением для него, то есть сопровождается ли процесс решения задачи созданием проблемной ситуации или, наоборот, данный человек уже неоднократно встречался с подобными задачами, способ их решения ему хорошо известен, у него выработаны все умения и навыки, необходимые для осуществления решения задачи. Ю.М. Колягин же полагает, что если в проблемной задачной системе выражена ситуация, которая не является для человека проблемной, то задачи как таковой для него не возникает. По сути, Ю.М. Колягин отождествляет задачу и проблемную ситуацию. Л.М. Фридман в этом отношении говорит о принятии или непринятии задачи. Непринятие задачи имеет место также и в том случае, когда человек выполняет ее решение, полностью довольствуясь привычными действиями, которые были выработаны при решении многих подобных задач.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Выбор мишеней воздействия
Под мишенями психологического воздействия, по мнению Леонтьева А. А., понимаются те психические структуры, на которые оказывается влияние со стороны инициатора воздействия и которые изменяются в направлении, соответствующем цели воздействия. Т. С. Кабаченко в качестве средства классификации методов ...

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе
Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. В произведении образ не статичен, он дан в развитии. По мере развития раскрывается перед читателями все нов ...

Физиологические закономерности обучения движениям школьников
Формирование произвольных движений у школьников происходит при активном участии сознания. Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых упражнений, от интереса учащихся, от соответствия методов обучения возрастным особенностям детей. Двигательная деятельность человека тесно связ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru