Говоря о профессиональном самоопределении и выборе профессии учеников 8 – 11 классов, следует отметить существование определенных критериев и их характеристик сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению. Проявлениями критериев сформированности готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников являются:
когнитивный – степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о возможности получения консультации у специалистов профориентаторов о путях необходимого образования, местах работы: степени информированности учащихся об общих профессионально важных качеств и специальных данной профессиональной сфере.
мотивационно-потребностный – характер мотивации и активности учащихся; осознание личной и общественной значимости будущей профессии; связь интересов с ценностными ориентациями; интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.
деятельносто-практический – способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований данной профессии; владение основными приемами работы.
Характеристики сформированности критериев профессионального самоопределения у старшеклассников приведены в приложении № 2, таблице № 1.
Доказано, что существует прямая связь между критериями профессиональной готовности и самообразованием, самопознанием, самореализацией (блоки стратегий профессионального самоопределения). Так, например, при самопознании самого себя у школьника проявляется мотивационно-потребностный критерий сформированности готовности к профессиональному самоопределению, так же при этом сочетании проявляются определенные показатели результативности (эти и другие примеры приведены в приложении № 2, таблица № 2).
Другое по теме:
Вектор саморазвития личности и проблема исследования личностной идентичности
Самоидентификация определяется как самооценка собственных личностных свойств и потенций в качестве деятельного субъекта, включая физические, нравственные и психологические качества, отраженные в самосознании личности. В процессе онтогенеза, происходит формирование самотождественности личности, дост ...
Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей
с умственной отсталостью
Современный человек, оказываясь субъектом различных социальных отношений и деятельностей просто не может не учитывать потребностей и интересов других людей, индивидуальных различий в оценке социальных реалий. Необходимость взаимопонимания во всех сферах социальной жизни людей выдвигает проблему раз ...
Проектирование как ведущий образовательный тип деятельности
Проектирование как тип деятельности направлено на реализацию человеком своих идеальных схем и образов. Проектность – определяющая стилевая черта современного мышления, признак современной культуры, противопоставляющей себя канонической культуре. Проектная культура в предельном смысле предполагает с ...